Необходимость в лидере и лидерских качествах

Еще в 60-е годы XX в. в большинстве крупных американских университетов были введены разнообразные учебные программы для обучения лидерским навыкам, как для студентов управления, так и для практикующих менеджеров. Большая часть лидерских навыков доступна для любого формального руководителя, если он хочет и знает, как этот другой, более тонкий «механизм» инструментов управления поможет в развитии обогащенного и более эффективного стиля управления.

Лидерство является функцией группы и по определению Миллера и Райса: «… Вне зависимости от того, является ли группа маленькой или большой, от лидерства, которое является эквивалентом ЭГО-функции личности, требуется координировать то, что в группе, с ее средой т.е. лидерство группы, также как и лидерство индивида, является функцией управления границами; эта функция контролирует обмен между внутренним и внешним миром. Лидерство не является функцией, которая осуществляется по необходимости или в основном одним человеком; в другое время и при других обстоятельствах лидерами могут быть различные члены группы. Поэтому, говоря на языке, который мы используем, то, что определяет конкретного индивида как лидера, являются его действия, а не его обозначение как «лидер».

Если нужно описать лидера на основе самых общих понятий, его можно охарактеризовать как: умный, решительный, сильный, харизматичный, мужественный, с энтузиазмом, и т. д. Для того, чтобы преуспеть, он должен иметь четкое представление о желаемых будущих результатах, о том, как их достичь и, самое главное – обладать знаниями и навыками, необходимыми для организации и мотивировки людей, чтобы заставить их следовать по избранному им пути как по -своему. Для того, чтобы получить хорошие результаты от своих подчиненных, он должен быть в состоянии влиять на них.

Любопытно однако, почему в большинстве случаев из практики, лидерами являются те, у которых получается более эффективно, чем у  менеджеров, консолидировать людей в организации и мобилизовать их групповую энергетику для достижения определенных целей. Причины этого сводятся к двум типам: личные внутренние и внешние групповые. Не каждый сумеет повести, для этого требуются определенные личные качества и социальные навыки. С другой стороны, чтобы проявить лидерские качества и навыки, необходима группа людей, чья совместная деятельность нуждается во внутреннем организаторе. Лидер тем более заметен, чем больше из этих признаков принадлежат одному лицу. Лидер является активным, общительным и подчеркнуто заинтересованным в реализации целей и групповых интересов. Он никогда не остается равнодушным к общим проблемам, открыто и неустанно демонстрирует усилия для их решения. Всегда активно участвует в общении и всегда предлагает идеи, но также умеет выслушать и никогда не упускает из виду идеи и предложения своих коллег в связи с решением конкретной проблемы. Лидер заботится о том, чтобы каждый из членов команды или отдела принимал полноценное участие как в обсуждении проблем, так и в действиях по их устранению. Он не всегда является самым компетентным в коллективе, но благодаря таланту организатора, помогает в подготовке наиболее компетентного решения. Благодаря своим организаторским способностям, он обеспечивает возможность каждому члену коллектива активно участвовать в совместных мероприятиях таким образом, чтобы никто не остался изолированным или забытым в своем стремлении проявить себя. Таким своим отношением лидер может завоевать симпатии и уважение к себе других членов команды. Именно эти качества определяют разницу между позицией лидера и позицией менеджера. Лидер видит в своем коллеге личность, в то время как менеджер склонен видеть в офисе лишь своих сотрудников. Лидер относиться к другим сотрудникам как к своим партнерам, а для менеджера они в первую очередь подчиненные. Первый дорожит прежде всего качествами и навыками, в то время как второй подчеркивает обязанности. Являясь фаворитом группы и находясь непосредственно внутри нее, лидер регулирует динамику межличностных и служебных отношений лучше, чем менеджер. Лидер, как правило, чувствует колебания в эмоциональном настроении группы. С одной стороны, он чувствует, когда климат в коллективе близок к общему согласию и использует этот позитивный тон, направляя общую энергию для реализации той или иной цели. С другой стороны, лидер предвидит появление возможных конфликтных настроений, что позволяет ему своевременно их нейтрализовать. Иногда, благодаря только его присутствию, лидер способен гармонизировать отношения в команде и увеличить ее сплоченность. Лидер добровольно использует делегированные ему полномочия руководителя и помогает достижению групповых целей, не навязывая свои личные интересы.

Качество, благодаря которому лидер особенно сильно влияет на своих коллегам и которое носит ему высокое признание состоит в том, что он избегает проявления какой-либо неуверенности, сомнений или страха перед проблемами. Лидер никогда не допускает мысли о неуспехе и всегда проявляет оптимизм в своем поведении. Именно здесь кроется источник его энергии, которой он часто неосознанно заражает других в команде, вызывая их к действию. Своим позитивным настроем и верой в коллективные силы он получает высокое доверие и заставляет других следовать за ним и повиноваться ему. Поэтому авторитет лидера в группе пользуется большим влиянием на мышление, отношения и поведение ее членов. Его слово – закон, а его действия становяться образцом для подражания.

Во времена кризиса, когда группа сталкивается с требованиями к изменениям, ставящим под сомнение выполнение основной задачи (т.е. основной причины для ее существования), испытание для лидера особенно велико. Это случается потому, что  его практика в качестве простого бюрократического управления, направленное на сохранение статус-кво организации, должно быть прекращено и не ясно, чем его заменить. Чтобы выжить, организация «бюрократ» должна уступить место лидеру перемен, чья особая сила состоит  в умении использовать ситуацию кризиса для успешного изменения структуры организации, чтобы она могла остаться существовать в деловой жизни. Хороший лидер ведет целенаправленно и успешно приводит к выбранной цели без использования путеводителя. Никто точно не знает, как лидеры это делают, но определение Миллера и Райса предполагает, что вклад групповой динамики в успех, по крайней мере, настолько большой, насколько велики индивидуальные качества того, кто берет на себя роль лидера в этот момент.

Лидерство связано с возможностью рисковать, вдохновлять и убеждать и особенно с возможностью брать на себя ответственность. Оно направлено ​​непосредственно на людей. Лидер выделяется как таковой в непосредственных взаимоотношениях со своими коллегами в организации, которые, как правило, составляют относительно однородную группу. Лидер интегрирует внутренние интересы группы и на него полагаются при защите этих интересов перед вышестоящими инстанциями. Он организует и руководит деятельностью отдельных лиц и групп для решения конкретных рабочих задач.

 

Автор: Михайлова Ц.

Следите за нами:

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о