Сущность и характеристика трансфертного ценообразования

В условиях современной экономики жесткая конкуренция требует от предприятия лидерства в производстве, инновациях и других сферах, однако со временем этого становится недостаточно. Одним из средств, позволяющих эффективно управлять затратами, является внедрение трансфертного ценообразования (далее ТЦ).

Некоторые составляющие ТЦ существовали уже в XVIII-XIX вв. на хлопковых мануфактурах Объединенного Королевства, однако в современном понимании этот термин появился в 1920-е годы в США в крупных дивизиональных компаниях. Основой расширения сферы применения ТЦ явилось развитие производственных коопераций. Таким образом, трансфертные цены – это цены, применяемые внутри фирмы при реализации продукции между подразделениями компании, а также разных компаний, но входящих в одно объединение; то есть это расходы для принимающего подразделения и поступления для поставляющего подразделения. Это значит, что установление цены влияет на рентабельность каждого подразделения, и с их помощью можно влиять на показатели работы центров ответственности, тем самым влияя на результат деятельности всей фирмы в целом. Трансфертные цены могут способствовать целенаправленному перемещению части прибыли между подразделениями в интересах снижения налогообложения. При этом могут страдать интересы акционеров.

Схема снижения налогообложения в транснациональных компаниях (то есть поставляющие и получающие подразделения у таких компаний размещаются в разных странах с различными ставками налогообложения) направлена на максимальное увеличение показателя прибыли в той стране, где ставка налогообложения меньше. Например, налоговая ставка в стране А – 25%, в стране В – 40%. В интересах компании показать большую часть своей прибыли в стране А, где находятся ее поставляющее подразделение. Для этого компания устанавливает там максимально высокую трансфертную цену, чтобы получающее подразделение в стране В имело высокие расходы и показывало низкую прибыль, а поставляющее подразделение получало высокие поступления и высокую прибыль.

В таких условиях может возникнуть конфликт интересов. Трансфертные цены призваны мотивировать менеджеров подразделений к принятию решений, выгодных фирме в целом, даже если эти решения будут приняты в ущерб данного подразделения. Однако каждый конкретный менеджер заинтересован в максимизации прибыли собственного подразделения, зачастую игнорируя интересы всей фирмы.

Что касается регулирования в области трансфертных цен, то еще в 1995 г. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) опубликовала «Руководство по трансфертному ценообразованию для транснациональных предприятий и налоговых ведомств», препятствующее использованию схемы по минимизации налогооблагаемой базы.

В России 18 июля 2011г. принят и подписан Закон № 227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения» (вступил в силу с 01.01.2012), который включает следующие основные моменты:

  • для признания сторон взаимозависимыми (ключевыми словами в этом определении являются контроль и значительное влияние) доля участия одной организации в другой должна составлять более 25%;
  • проведение налоговых проверок соответствия цен, примененных в контролируемых сделках, рыночным (в соответствии с интервалом фактически сложившихся на рынке цен);
  • если применяемые ТЦ не попадают в интервал фактически сложившихся на данном рынке цен, то сумма налога будет пересчитана, а штрафные санкции могут составить с 2014 г. 20% от суммы неуплаченного налога и 40% с 2017 г.;
  • количество методов, используемых при определении рыночных цен, по сравнению со ст. 40 НК РФ увеличено до пяти.

Однако А. Орлов считает, что ограничивать предприятия с помощью налоговых мер нельзя. По его словам «реальный сектор экономики первичен и представляет объект, под который должно подстраиваться налоговое законодательство». Высвобождение из оборота значительного количества денежных средств с помощью применения трансфертных средств при торговле меду подразделениями представляет собой резерв возможностей по снижению издержек. Учитывая тот факт, что задачей государства является поддержка производителей, применение трансфертных цен становится условием экономического развития, а доначисление налога на прибыль – стандартной функцией налоговых органов.

Таким образом, при использовании трансфертных цен имеет место проявление негативных последствий для экономики страны: прямые потери для государственного бюджета в виде недополученных налогов, а также невыгодность внешних инвестиций и кредитования таких предприятий, которые не показывают свою прибыль. Но с другой стороны, есть неоспоримые преимущества от их использования, касающиеся повышения конкурентоспособности бизнеса в стране, а поэтому необходимо совершенствование регулирования в области трансфертного ценообразования.

Автор: Воробьёва А. В.

Следите за нами:

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о