Образовательные стандарты в России

 

Анализируя этапы развития Всемирной программы устойчивого развития, Ю. Мячин обращает внимание на формирование преемственности ее идей от решения проблем в области экологии до признания важности качественного изменения отношения общества к природе, синхронизированного с изменением общественных отношений, усилением значимости образования, важностью достижения такой ее цели, как «Образование для всех». В России большое внимание уделяется достижению названной цели. Подтверждением этому служат правительственные нормативные акты – не только законы, но и нормативные документы – Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС).

Остановимся на понятии «стандарт» в соответствии с теми взглядами, которые излагаются при обсуждении поставленной нами проблемы.

Понятие «стандарт» (от англ. standard – норма, образец):

  1. в широком смысле слова – образец, эталон, модель, принимаемые за исходные для сопоставления с ними других подобных объектов;
  2. общепринятый, исторически сложившийся набор правил, некий образец.

Существует обширная диверсификация категориальных типов стандартов, принятых органами стандартизации (международная, межрегиональная, национальная), внутри которой стандарты дифференцируются по конкретным сферам применения (стандарт качества; стандарты: социальный; образовательный; терминологический; промышленный; безопасности труда; экологический и т.д.).

Введение ФГОС предусмотрено законами Российской Федерации об образовании, а следовательно, они должны рассматриваться как важнейший нормативный правовой акт Российской Федерации, устанавливающий систему норм и правил, обязательных для исполнения в любом образовательном учреждении, реализующем основные образовательные программы.

Уже более десятка лет образовательные структуры России в своей деятельности ориентировались на требования ФГОС трех поколений, перейдя в настоящее время (в преддверии грядущего образовательного стандарта) на так называемый ФГОС ВО (3+). Возникает вопрос, касающийся понимания причин в трансформации ключевых требований каждого из ФГОС. Исходя из содержания ряда официальных документов, в том числе Закона об образовании от 2012 г., ФГОС первого поколения не способствовал запросам не только общественности, института педагогов, но и обучаемых, что инициировалось активизацией процессов кооперации, с одной стороны, и разделения труда – с другой. Постоянно изменяющиеся условия жизни требуют умения решать вновь возникающие нестандартные проблемы, определяемые повышенными требованиями к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности. Особую роль сыграла информационная революция с ее возможностями для принятия решений. Достаточно очевидным становится изменение характера общественного труда (высокий уровень специализации и кооперации, увеличение наукоемкой составляющей производства, требующей подготовки высокопрофессиональных кадров, развития навыков совместной работы). Возникает проблема повышения профессиональной мобильности, ориентирующей человека на возможность (и необходимость) в течение жизни менять сферу занятости и осваивать новые профессии. Итогом явилось формирование руководящего методологического принципа: от идеи «Образование для жизни» к тезису «Образование на протяжении всей жизни».

Приоритетной задачей прежних стандартов было сохранение инвариантного ядра общего среднего образования, единого для всех образовательных учреждений страны, обеспечивающего равные возможности для продолжения образования, что первые два поколения стандартов обеспечили в достаточной мере.

Однако развитие науки, педагогических технологий, потребность в ином типе выпускника выдвинули на первый план в качестве основополагающей составляющей введение стандарта развивающего потенциала, что смогло бы обеспечить существование и развитие системы образования в условиях инновационной образовательной среды.

Разработка стандартов нового поколения (закреплено в Законе об образовании) отвечала решению такой глобальной задачи, как развитие человеческого капитала.

Следует отметить и такие важные ориентиры стандарта, как достижение личностной (прежде всего, профессиональной) и социальной успешности, подготовка выпускников к работе в рыночных условиях, формирование конкурентоспособности. Принципиальным отличием образовательных стандартов нового поколения служит их ориентация на результат образования. Прежние стандарты созданы в рамках «знаниевой» парадигмы, в которой целью образования становится передача учащемуся определенной суммы знаний, а главным элементом образовательного процесса служит репродукция этих знаний.

Однако согласно современной парадигме образования его ключевой позицией является ориентир на креативность, эвристичность, что предопределяет способ построения обучающей матрицы, предполагающей формирование именно этих качеств у будущего выпускника. Образование, как отмечают авторы, – «процесс принципиально двусторонний: направленный не только на мир, вовне, но и обращенный на самого себя, на человека, студента».

Разработка новых стратегий образования сопряжена с определенными аксиологическими представлениями о приоритетах социокультурного развития. С учетом опыта предыдущих десятилетий прошлого столетия и современной ситуации (некоей альтернативы выбора между западными эталонами демократических понятий и поиском собственного пути развития) вопрос о приоритетах развития приобретает особую остроту. Можно согласиться с мнением относительно важности и значимости этической составляющей образовательного процесса (воспитание обучающихся, способных к интроспекции – критической оценке собственных возможностей и убеждений, что позволяло бы адекватно соотносить свою собственную стратегию жизненных установок с требованиями и условиями социума). «Только нравственность в наших поступках придает красоту и достоинство нашей жизни.

Сделать ее живой силой, – подчеркивал физик А. Эйнштейн, – и помочь ясно осознать ее значение – главная задача образования».

ФГОС НП (приказ Минобрнауки РФ от 4 февраля 2010 г. № 101) ориентирован на модель общих характеристик личности, включая его профессиональные качества, формируемые через достижение компетенций. Компетентностный подход к формированию образовательных программ и оценки результатов образования – основа прогнозирования возможности трудоустройства выпускника; он непосредственно связан с идеей целенаправленности образовательного процесса, определяющего уровень умений и навыков обучающегося. В соответствии с таким подходом содержание образования включает не только знания, но и опыт творческой деятельности и ценностные ориентиры.

 Почему при оценке образовательного результата новые ФГОС используют этот подход?

Как следует из Доклада Международной комиссии по образованию ЮНЕСКО, современными тенденциями экономического развития называют «интеллектуализацию машин» и «дематериализацию» труда, предъявляющими новые требования к выпускникам вузов. Работодателю нужна не квалификация, а компетентность как сумма навыков, свойственных каждому индивидууму, в которых сочетаются высокий уровень квалификации, социальное поведение, способность работать в группе, инициативность.

Рисунок 1. Педагогическое мастерство

 Центральным в организации компетентностно-ориентированного обучения является принцип ответственности и инициативы самих учащихся, определяющий смещение акцентов с односторонней авторитарной позиции преподавателя на его активную, ответственную и самостоятельную позицию в обучении студентов.

Компетентностный подход в настоящее время рассматривают и в качестве основного механизма, способного обеспечить социальную защиту молодежи в условиях рыночной экономики, снизить высокие потери средств, расходуемых на целевую подготовку квалифицированных кадров. Одним из основных преимуществ данного подхода считают его ориентацию на формирование ключевых компетенций выпускника.

Рисунок 2. Задачи и возможные пути интеграции процессов фундаментализации образования.

В системе общего образования выделяют четыре тренда реализации обсуждаемого подхода в образовании, направленных на формирование:

  1. ключевых компетенций;
  2. обобщенных предметных умений;
  3. прикладных предметных умений;
  4. жизненных навыков (разнообразный набор простых умений, используемых и в жизни, и на работе; например, умение составлять и оформлять простые документы, тренинги по подготовке к чрезвычайным ситуациям, подготовка грамотных потребителей и элементарная компьютерная грамотность).

Мы считаем, что проблемы разработки нового (четвертого) поколения стандартов заключаются в том, что образовательные структуры, отвечающие за подготовку кадров в соответствии с заказом социума (рынка труда), не могут не быть заинтересованными в образовательных стандартах с четко обозначенными принципами, определяющими содержание конкретных профессиональных сфер занятости.

Вместе с тем от разработчиков стандарта четвертого поколения (профессионального) потребуется максимально глубокая продуманность его структуры и принципов с тем, чтобы он (стандарт) мог стабильно работать не менее пяти лет, не создавая прецедентов необходимости введения промежуточных его вариантов.

Следите за нами:

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о