Особенности инновационных стартап-проектов

Неповоротливость и медлительность крупных организаций, не занимающихся разработкой инновационных продуктов, послужила основным толчком для создания и развития инновационных стартап-проектов. Поэтому стартапы, ввиду своей мобильности с точки зрения воплощения смелых новаторских идей, составляют большую конкуренцию крупным корпорациям.

В современной экономике не существует однозначного определения понятия «стартап» (от англ. start up – «запускать»). В различных источниках оно интерпретируется по-разному, однако, существует ряд схожих параметров. Стартап-компанией принято считать относительно недавно появившуюся компанию, предлагающую новую идею/продукт/услугу, имеющую потенциал быстрого роста, но отличающуюся ограниченностью ресурсов. Понятие «стартап» сегодня применяется во всех сферах деятельности, однако сравнительный анализ зарубежных и российских стартапов показал, что в настоящий момент на рынке преобладают компании, ориентированные на инновационную деятельность, что говорит о возрастающем значении стартапов в инновационном развитии экономики.

Чтобы охарактеризовать понятие «инновационный стартап-проект» следует более детально остановится на основных его особенностях.

  1. Прежде всего, отличительной чертой является курс на новый продукт. Хорошая новаторская идея является базисом для создания нового стартап-проекта, поэтому на «свежие» и необычные идеи и решения предприниматели обращают пристальное внимание. При этом существует несколько вариантов «воплощения инновационности»: выпускать новый продукт для существующего рынка; значительно модифицировать существующий продукт; создать продукт нового сегмента рынка; создать продукт для нового рынка.
  2. Неопределенность проекта, высокие риски. Согласно статистическим данным, полученным в 2015 году на основе исследования Университета Теннеси, 44% стартапов прекращают свою деятельность в первые три года своего существования. Появление чего-то нового всегда связано с высоким риском непринятия обществом. В 2015 году аналитическая компания «CB Insights» опубликовала данные о причинах прекращения деятельности молодых стартап-компаний. На рисунке 1 представлены данные экспертного анализа 156 стартапов в ходе которого определено 20 основных причин. Поскольку учредители большей части стартап-компаний указывали несколько причин банкротства, сумма всех значений, представленных на диаграмме значительно превышает 100%.
  3. Уникальность и востребованность бизнес-идеи. Большинство венчурных инвесторов и предпринимателей утверждают, что именно отсутствие заинтересованности рынка является ключевой причиной неудач при реализации стартап-проектов. Кроме того, согласно данным аналитической компании «CB Insights» в 42% случаев именно «невостребованность» предлагаемого продукта становится причиной фиаско проекта. В качестве основных причин возникновения данной проблемы можно выделить следующие: поверхностное изучение спроса на рынке, слабое взаимодействие между проектной командой и потенциальными потребителями, переоценка размера рынка, несвоевременный выход на рынок, ошибочное понимание сути зарождающихся проблем и методов их решения.
  4. Сильная команда проекта. Ключевым ресурсом, которым следует обладать стартап- проекту на этапе создания, является хорошо подобранная команда, включающая сильного лидера. По данным все той же «CB Insights» именно отсутствие «правильной команды» в 23% случаев ведет стартап к провалу. Очень важными составляющими являются взаимосвязь деловых партнеров по проекту, их комплементарность, наличие необходимых для реализации проекта компетенций, а также опыт в избранной отрасли. Кроме того, надежность и предсказуемость членов команды играет не последнюю роль в выборе инвестором стартап- проектов. Опытный инвестор не окажет финансовую поддержку проекту, если у него не будет уверенности в том, что команда является сплоченной и способна обеспечить прибыльность его вложений, поэтому очень важно правильно подобрать штат проекта заблаговременно.
  5. Стартап-проекты характеризуются большой скоростью запуска и стремительным развитием. Так, среднестатистический срок их развития составляет 3-4 месяца, тогда как компании, развивающиеся по традиционному сценарию, проходят этот путь в течение нескольких лет. Однако существуют и исключения: стартап-проекты реализующие свой потенциал в сфере высоких и нанотехнологий могут запускаться до года.
  6. Масштабируемость. Одной из основных отличительных особенностей стартапа от малого бизнеса является способность компании к масштабированию, охвату как можно бóльшей доли рынка. Масштабирование бизнес-модели подразумевает расширение бизнеса, а также возможность повторения успешного опыта ведения бизнеса и получения прибыли в бóльших объемах.
  7. Ограниченность в ресурсах. В настоящее время при реализации инновационного проекта одной из наиболее трудноразрешимых проблем является сложность привлечения дополнительных инвестиций. Из рисунка 1 следует, что 29% стартапов терпят неудачу в связи с недостатком финансирования. Существует множество вариантов финансирования проектов. Наиболее привлекательным источником получения средств для молодых предпринимателей является привлеченный капитал. В этом случае инвестор не ставит перед предпринимателем жестких рамок, связанных с серьезными долговыми обязательствами последнего, но все же рассчитывает на получение дохода от возможной прибыли проекта в отдаленной перспективе. Поэтому по экономическим характеристикам данный вид привлечения средств, пожалуй, имеет наибольшее количество положительных сторон. Преимущества и недостатки различных источников привлеченных инвестиций представлены на рисунке.

Выбор конкретного источника зависит от текущего положения бизнеса и целей создателей. Однако, конкурс стартапов является одним из предпочтительных способов финансирования: данный способ позволяет представить свой продукт и привлечь внимание инвесторов; он является более безрисковым, поскольку по сравнению с бизнес-ангелами и венчурными фондами управление бизнесом остаётся прерогативой основателя, а относительно краудинвестинга данный способ не имеет правовых ограничений и не привязан к интернет-платформам, подверженным риску преждевременного закрытия.

В результате проведенного исследования были проанализированы особенности инновационных стартап-проектов, определены их отличительные характеристики: наличие инновационного характера деятельности, высокие риски проекта, уникальность и актуальность бизнес-идеи, сильная команда проекта, быстрая скорость запуска и развития, масштабируемость бизнеса, а также ограниченность проекта в ресурсах. Кроме того, рассмотрены и рекомендованы возможности поиска инвестиционных решений при реализации инновационных стартап-проектов.

Авторы: Галака А.К., Ростова А.С.

Следите за нами:

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о