Подходы и планирование карьеры

Феномен карьеры требует глубокого изучения, так как процесс ее построения может деструктивно влиять на человека. Социология карьеры – одна из самых молодых отраслей отечественной социологии, которая практически не исследовалась вплоть до 90-х годов и больше относится к отрасли социологии управления. Как и любая другая наука, социология карьеры возникла не на пустом месте. У каждого человека было и есть свое представление о том, как лучше и быстрее построить карьеру. В советское время, хотя люди и стремились к повышению по службе, боролись за лучшие места, понятие «карьера» как таковое отсутствовало. Это объяснялось следующими обстоятельствами:

  1. Идеология советского государства провозглашала, что «советский человек работает не ради карьеры, а ради общества».
  2. В организациях, на предприятиях, в вузах и в органах власти на местах в Советском Союзе царило двоевластие. Номенклатура должностей руководителей того или иного уровня была прерогативой соответствующих партийных комитетов. Именно они, а не отделы кадров, выполняли функцию планирования карьеры как по горизонтали («для укрепления участка работы»), так и по вертикали («для усиления руководства»). Для КПСС это был мощный рычаг кадровой политики.
  3. Практика того времени показала, что право на функцию еще не означает ее профессионального выполнения. Парткомы различных уровней принимали решения о назначениях, перемещениях, смещениях, но (в этом и состоит парадокс) не занимались планированием карьеры кадров.

Тогда никто не пытался выделять общие тенденции и закономерности данного феномена. Но параллельно с развитием общества постепенно стала переосмысливаться и сфера общественных отношений. Это привело к пониманию того, что успех государства или организации, в первую очередь, зависит от человека.

Ориентация на человека и его деятельность – основа успешного экономического развития цивилизованных стран. Сегодня демографические, образовательные, научно-технические и технологические тенденции наряду с упорными поисками модели экономического развития в значительной степени влияют на поведение человека в организации. К числу этих тенденций относятся:

  • неэффективность бюрократических, авторитарных стилей лидерства;
  • сокращение средних звеньев управления;
  • динамика сотрудников, их мобильность, многообразие ценностей, интересов и мотивационных структур;
  • рост требований к сотрудникам, увеличение роли мотивационных качеств, необходимых для интуитивного принятия решений;
  • возрастание роли времени как ограниченного ресурса организации.

На фоне этих перемен еще одной жизненно важной тенденцией стало планирование карьеры сотрудников и индивидуальное управление карьерой. А поскольку вопросы управления карьерой нельзя решать на любительском уровне, начали появляться научно-исследовательские и научно-методические работы по проблеме карьерного развития.

С появлением рыночных отношений и демократии возникло такое интересное понятие, как конкуренция. В связи с этим феномен построения карьеры – яркий пример конкуренции как в профессиональных отношениях, так и в области организации и управления – становится очень актуальным. И многие люди, стремясь выглядеть социально желательными, на тестированиях стали говорить о своих карьерных устремлениях, ставя их основной целью своей профессиональной деятельности. Но наряду с этим сохранилось и негативное отношение к людям, стремящимся к карьере.

Стереотип социального поведения сломался, в то время как новый еще четко не сформировался – этим объясняется большой разброс во мнениях. А именно: некоторые, все еще консервативно настроенные, начальники фирм стараются не брать на работу карьеристов, опасаясь, что те, руководствуясь своими личными целями, отрицательно повлияют на отношения в коллективе и работу компании в целом. Другие же, наоборот, в качестве новых сотрудников хотят видеть людей, стремящихся к карьерному росту, предполагая, что их работа будет максимально эффективна.

К сожалению, сложно избавиться от привычных, устоявшихся взглядов. Поэтому внедрение технологий, связанных с карьерой, в нашей стране – процесс очень сложный и медленный. Кроме того, для управления научно-педагогическими кадрами нельзя использовать в чистом виде зарубежный опыт – для его адаптации к нашей экономической, политической и культурной среде необходимо провести множество исследований по внедрению карьерных технологий в отечественных вузах.

Еще одна особенность наших людей состоит в том, что они не стремятся создавать себе лишних проблем и внедрять что-то новое до тех пор, пока им успешно удается без этого существовать и работать. Поэтому для распространения в России деятельности по планированию карьеры важно показать не только ее пользу, но и необходимость.

Сейчас активно ведутся работы в этом направлении. И в отечественной науке появляются различные трактовки понятия карьеры, определяются его виды, границы, а также процессуальные и системные подходы к нему. Даже вырабатываются инструменты противодействия трансформации карьерного процесса в карьеризм, который продолжает иметь место в современной жизни и рассматривается как отклоняющееся должностное, служебное или деловое поведение.

Вместе с тем карьеризму противопоставляются продуманные карьерные стратегии, планирование карьеры, разработка условий и технологий успешной карьеры, организация карьеры, как на государственной службе, так и в бизнесе. Стали серьезно, на научно-практическом уровне, исследовать кадровый потенциал и его развитие с учетом карьерных потенциалов отдельных сотрудников. Появились такие понятия, как энергетика карьеры, потолок карьеры. Предлагаются специальные принципы построения карьеры, например:

  • соразмерность скорости карьеры с признанием сотрудниками лидерских позиций;
  • карьерное продвижение командой (группой);
  • непрерывность продвижения на основе создания ресурсного резерва путем развития личностного потенциала и осмысленного расширения источников информации;
  • беспристрастная оценка относительности достигнутых позиций, карьерная гласность, заметность;
  • мобильность, маневренность, рациональность и авантюризм.

Вместе с тем карьерный процесс и управление карьерой проработаны все еще очень слабо. Стратегия карьеры требует как теоретико-методологических разработок, так и практического воплощения в управлении персоналом. На данный момент в университетах в системе работы с персоналом практически отсутствует такая подсистема, как планирование карьеры или управление карьерой. В лучшем случае это подразумевается при формировании резерва персонала, но и то далеко не всегда. Нет адекватной методической базы. Преобладает ситуационная карьера, а вот системная карьера на основе квалифицированно разработанных карьерных технологий в реальной действительности предприятий отсутствует. Этот вид карьеры требует развития не только знаний и навыков, но и теории карьерного процесса и стратегии. Нет даже отработанных и общепризнанных понятий в карьере. Например, говоря о видах карьеры, одни имеют в виду служебную, деловую, общественную. А другие выделяют карьеру вертикальную и горизонтальную.

Кроме того, понятие карьеры, главным образом, рассматривается в менеджменте, появился даже целый курс в университетских учебных планах под названием «Менеджмент карьеры», а социологических разработок на данную тему все еще очень и очень мало. Тогда как организацию карьерной стратегии необходимо основывать именно на социологических и социометрических характеристиках работников, лежащих в основе карьерного потенциала. Это и мотивационные, и личностные, и психофизиологические характеристики. В компетенцию социологической науки так же входит изучение их оптимального распределения и сочетания для различных должностей и профессий, а также изучение и формирование карьерной ориентации.

Карьерная ориентация отражает приоритетное направление профессионального продвижения и имеет для индивида устойчивый жизненный смысл. Поскольку, несмотря на все видимые изменения и предпринимаемые усилия средний возраст сотрудников высшей школы близок к пенсионному, то необходимо начинать изучение карьерных ориентаций со студентов. По мнению некоторых исследователей, основными видами карьерной ориентации студентов являются ориентация на вертикальную карьеру (стремление к продвижению в социально-профессиональной иерархии) и ориентация на горизонтальную карьеру (стремление к профессионально-личностному росту, мастерству), критерием выделения, которых является ценностный вектор профессионального развития индивида. Карьерная ориентация может выполнять функцию смыслообразования, участвуя в процессах порождения установки работать по специальности, в том числе в науке, и преподавать, и личностных смыслов продвижения в профессиональной деятельности.

В качестве критерия выделения карьерных ориентаций работников высшей школы выступает ценностный вектор продвижения индивида в социально-профессиональной сфере. Следует отметить, что перечисленные карьерные ориентации как смысловые диспозиции сопряжены с моральной оценкой индивида: горизонтальная карьерная ориентация воспринимается позитивно вне зависимости от культурных и концептуальных оснований, вертикальная, испытывая влияние культурного контекста, дифференцирована в зависимости от преобладания стратегий поведения. Изучение такого рода дифференциации позволит ВУЗам предложить своим работникам как действующим, так и потенциальным (в лице студентов) реальные рычаги планирования карьеры.

Таким образом, изучение карьеры с позиций социологии в России начинает набирать обороты. Кроме того, можно говорить не только об актуальности разработки социологических подходов к карьере для практического использования, но и активном внедрении как отечественных, так и зарубежных технологий.

Авторы: С. С. Ситѐва, А. С. Гаврин

Следите за нами:

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о