По своей сущности традиции и инновации сосуществуют в неразрывном единстве, под которым следует понимать их гармоничное взаимодействие. Реформа системы российского образования привела к активному обсуждению вопросов о соотношении инноваций и традиций в образовании. С одной стороны, необходима взаимосвязь инноваций и традиций в развитии педагогики, но на практике их сбалансированность нарушается или в одну, или в другую сторону. Инновации и традиции должны рассматриваться как два полюса мира образования.
Понятие «инновация» первоначально обозначало внедрение элементов одной культуры в другую. В последние десятилетия под инновацией в целом понимается процесс создания, освоения, использования и распространения новшеств в образовании.
Существенной характеристикой инновационных процессов являются идеи, выведенные из богатого традициями прошлого. Жизненно важно создать и сохранить баланс традиции и инновации в образовании.
Существование традиций невозможно без внедрения инноваций. Чтобы это доказать, нужно всего лишь вспомнить поговорку «Все новое – это хорошо забытое старое». А если говорить об образовательном процессе, то можно сказать, что всѐ старое когда-то было новым, те методы, формы и подходы к образованию, которые когда-то были инновационными, теперь стали традиционными.
Школа является и основополагающим звеном в цепочке развития от ребенка до зрелой личности. Поэтому она должна своевременно и эффективно реагировать на происходящие в современном мире процессы, видеть и устранять возникающие проблемы, находя пути решения, приводящие к качественным изменениям, т.е. быть адекватным современной действительности. Кроме того, современное образовательное пространство должно быть мобильно, т.е. быстро реагировать на изменения вне его. В качестве средства такого экстренного реагирования и может выступать педагогическая инновация.
В понимании сущности инновационных процессов в образовании лежат две важнейшие проблемы педагогики – проблема на изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта и проблема внедрения достижений психолого-педагогической науки в практику.
Современной школой накоплен богатый педагогический опыт, который должен быть реализован в конкретной педагогической деятельности, но часто остается невостребованным, так как у большинства учителей и руководителей не сформирована потребность в его изучении и применении, отсутствуют навыки и умения в его отборе и анализе. В реальной практике учителя часто не задумываются о необходимости и целесообразности анализа собственного педагогического опыта, опыта своих коллег.
Основным критерием инновации выступает новизна, имеющая равное отношение как к оценке научных педагогических исследований, так и передового педагогического опыта. Поэтому для учителя, желающего включиться в инновационный процесс, очень важно определить, в чем состоит сущность предлагаемого нового, каков уровень новизны. Для одного это может быть действительно новое, для другого оно таковым может не являться.
Перспективы развития отечественного образования предусматривают развитие дистанционного образования – нового направления, привлекательного и востребованного социальной практикой. Данная проблема уже достаточно успешно решается в ряде стран, в том числе и в Российской Федерации.
Под дистанционным образованием понимается комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специaлизированной информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.).
С учетом результатов, полученных на сегодняшний день в России и во всем мире, были выделены следующие основные характеристические признаки дистанционного образования: комплекс образовательных услуг; охват широких слоев населения в стране и за рубежом; использование специализированной информационно-образовательной среды; опора на современные средства обмена учебной информацией на любом расстоянии .
Особенности дистанционного образования состоят в том, что оно предоставляет возможность проходить обучение, не покидая места жительства и не прерывая процесса производственной деятельности;
- обеспечивает широкий доступ к отечественным и мировым образовательным ресурсам; дает возможность получить образование для решения разных жизненных задач и при любом уровне начального образования и подготовки;
- позволяет организовать процесс самообучения наиболее эффективным для себя образом и получить все необходимые средства для самообучения;
- предоставляет возможность прерывать и продолжать образование в зависимости от индивидуальных возможностей и потребностей;
- значительно расширяет круг людей, которым доступны все виды образовательных ресурсов без возрастных ограничений;
- снижает стоимость обучения за счет широкой доступности к образовательным ресурсам; позволяет формировать уникальные образовательные программы за счет комбинирования курсов, предоставляемых образовательными учреждениями;
- позволяет повысить уровень образовательного потенциала общества и качества образования; – удовлетворяет потребности страны в качественно подготовленных специалистах и квалифицированных рабочих;
- повышает социальную и профессиональную мобильность населения, его предпринимательскую и социальную активность, расширяет кругозор и уровень самосознания; способствует сохранению и приумножению знаний, кадрового и материального потенциала, накопленного отечественной образовательной системой;
- сохраняет и развивает единое образовательное пространство на территории РФ и зарубежных стран, где проживает русскоязычное население.
Дистанционное обучение как нововведение получает все большее развитие в мировой образовательной практике, что обусловлено переходом от информатизации образования и других видов деятельности общества его постиндустриального периода развития к построению информационного общества и базируется на успехах развития информационных и телекоммуникационных технологий.
Можно с уверенностью говорить о том, что ДО сегодня востребовано и, следовательно, будет быстро развиваться. Ведь для его развития сейчас имеются все возможности, как в техническом плане, так и в интеллектуальном.
Авторы: Рудь Л.Н., Семенихина Л.Г.
Следите за нами:
Отправить ответ