ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ И ТРУДНОСТИ ПРИНЯТИЯ КАРЬЕРНЫХ РЕШЕНИЙ ВЫПУСКНИКАМИ ВУЗОВ

Результаты совместного исследования фонда Карнеги Мелона и Стэндфордского исследовательского института указывают, что успех управленцев в компаниях из списка «Fortune 500» на 75% зависит от soft skills  – это личные качества человека, которые позволяют ему гармонично и эффективно находить взаимодействие с другими людьми, тогда как hard skills (технические навыки или навыки, которые можно наглядно продемонстрировать) занимают только 25%.Из этого следует, что «мягкие» навыки в большей степени влияют на развитие карьеры. Можно до автоматизма довести какую-то механическую функцию в профессиональной деятельности, но только умение взаимодействовать в социальной среде помогут человеку стать руководителем и эффективно управлять коллективом. Одним из элементов soft skills является эмоциональный интеллект.

В научный обиход термин «эмоциональный интеллект» был введен в 1990 г. американскими психологами Питером Сэловеем и Джоном Мэйером, которые и разработали первую модель эмоционального интеллекта. Под эмоциональным интеллектом авторы понимали «способность отслеживать собственные и чужие чувства и эмоции, различать их и использовать эту информацию для направления мышления и действий».

Как правило, выделяют четыре группы навыков, входящих в понятие эмоциональный интеллект:

— первая группа – восприятие эмоций. Способность распознавать свои эмоции и эмоции других людей (в процессе непосредственного общения, в литературных произведениях и фильмах), точно выражать их и эмоциональные потребности, находить различия между искренним и неискренним проявлением эмоции;

— вторая группа – эмоции как катализатор мышления. Способность включать эмоции при выполнении мыслительных операций, использовать их для лучшего запоминания и принятия решений, изменения настроения, чтобы оценивать различные точки зрения и применять в процессе создания чего-либо нового;

— третья группа – понимание эмоций. Способность понимать, как одна эмоция может быть связана с другой, осознавать, что вызвало данные эмоции и что может за этим последовать;

— четвертая группа – управление эмоциями. Способность быть открытым, эмоциональным проявлениям как положительным, так и отрицательным, исследовать причины появления определенных эмоций, способность вызывать определенные эмоциональные состояния, продлевать их и выходить их них, способность управлять своими эмоциями, способность помогать другим справляться с ними.

Следует различать и такое понятие, как неразвитый эмоциональный интеллект – это ситуация, когда «я знаю, что надо делать», разбивается о собственное же «не хочу», и превозмочь это человек не в силах. Главная задача эмоционального интеллекта, чтобы «хочу», «надо» и «знаю» работали согласованно.

Как правило, общество концентрирует свою энергию самосовершенствования на вопросах познания, опыта, интеллекта и образования. Однако, было выявлено, что хорошее понимание эмоциональной сферы приводит к более высокому уровню общения и как следствие – лучшей адаптации к новым условиям, достижению своих целей, выстраиванию собственной карьеры, успеху в личной жизни, повышению работоспособности. Ученики с высоким уровнем эмоционального интеллекта пропускают меньше занятий в школе по неуважительным причинам, проявляют меньше агрессивности и склонности к асоциальному поведению.

Профессиональная деятельность – это социально значимая деятельность, выполнение которой требует специальных знаний, умений и навыков, а также профессионально обусловленных качеств личности. Сущностью профессионального самоопределения является самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической (социально-экономической ситуации). Карьера – это не только успешность в данной профессиональной деятельности, но и успешность всей жизни.

К современным студентам предъявляются огромные требования, так как переход к рыночной экономике привел к необходимости освоения нового экономического, социального и профессионального опыта, что, в свою очередь, связано с возникновением трудностей, обусловленных прежде всего свободой выбора в личном и профессиональном самоопределении. Вместе со свободой выбора карьеры и направления ее развития появляются и риски, ответственность за принятие решений. Осознанно выбирая определенные направления развития, студент начинает обращать больше внимания на ситуации и действия, связанные с достижением избранных целей, старается получить именно тот опыт, который необходим для того, чтобы развиваться в нужном направлении. Однако это идеальная картина, на практике студенты, как правило, имеют весьма размытые и нереалистичные карьерные планы, предпочитают делать то, что хорошо получается, и боятся браться за выполнение новых задач.

Целенаправленное развитие эмоционального интеллекта поможет студентам ставить более реалистичные цели, четко осознавать свои сильные и слабые стороны, и, соответственно, не браться за задания, которые заведомо приведут к провалу. Обучение технике управления эмоциями приведет к повышению самоэффективности (вере, что можно справиться со всеми событиями в жизни), способности контролировать сиюминутные побуждения для получения удовольствия, ради достижения большой глобальной цели, умению справиться с тревогой, апатией, беспокойством, а также найти вдохновение, интерес, чтобы достичь результата.

Современные тенденции таковы, что необходимо, с одной стороны, постоянно углублять и, соответственно, сужать область своих специальных знаний, с другой стороны, отсутствует гарантия, что именно эта область профессиональных знаний будет востребованной. При этом высшее профессиональное образование, несомненно, выполняет важнейшую социальную функцию. На современном этапе развития общества возрастают требования к качеству подготовки специалистов как с точки зрения степени формирования их профессионально значимых качеств, которые в значительной степени закладываются на вузовском этапе профессиональной подготовки, так и с точки зрения развития эмоционального интеллекта как относительно устойчивой личностной характеристики эмоциональной сферы, которая опосредованно оказывает влияние и на успешность профессиональной деятельности.

Следите за нами:

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о