Как влияет рабочий коллектив на развитие качеств успешного человека?

Successful team of business people giving high five in the office

Желание и готовность принять коллективную ответственность на себя по праву считается одним из ведущих качеств успешного человека. Концепция коллективной ответственности включает: позитивное мировоззрение; мотивацию в достижении целей; действенное стремление к решению проблем; перцептивное отношение к соучастникам выполняемого процесса в группе. По мнению отечественных ученых С.Т. Шацкого и Н.А. Богачкиной, группа – это совокупность одного и более человек, которые связаны солидарной системой взаимоотношений, общими ценностями и правилами в рамках какой-либо организации. Неотъемлемыми компонентами любой группы являются общие задачи и цели, групповые отношения, общие нормы, совместная деятельность.

В зависимости от количественного состава выделяют микрогруппы, малые и большие группы. В больших и малых группах отличительной чертой является количественный состав группы, но четкую границу между ними провести сложно.

Следует отметить, что каждый индивид нуждается в особом эмоциональном контакте, поэтому малые группы подразделяются на две микрогруппы: диадные – состоят из двух человек и являются непрочным объединением; триадные – объединения, в которых активно взаимодействуют три человека, и она более стабильна. Диадные и триадные группы связаны между собой неформальными отношениями, то есть основными признаками данных групп являются: чувство дружбы, любви, симпатии, взаимопонимание либо общее дело.

Классифицировать контактные группы можно по направлению деятельности организации, регулирующему взаимодействие их членов:

— фиктивные – это добровольные союзы людей, временно связанных общностью интересов;

— товарищества (ассоциации) – группы людей, в которых взаимоотношения опосредуются исключительно личными интересами. По мнению А.П. Евгеньева, ассоциация представляет собой «группу, сочетание, соединение чего-либо или кого-либо»;

— кооперация – группа, в которой межличностные отношения носят сугубо деловой характер, целью существования которой является достижение высоких результатов в выполнении общей конкретной задачи в определенном виде деятельности. «Это особая форма организации труда, при которой много людей совместно участвуют в одном и том же или в различных, но связанных между собой в процессах труда».

— корпорация (от лат. corporatio – объединение) – это группа, объединенная только внутригрупповыми целями, не выходящими за ее рамки, имеющая корпоративный дух и общность «профессиональных или сословных интересов».

В группах развивается единство корпоративной культуры, которая бывает трех уровней:

1 уровень – поверхностный (символический) – придерживание формальных этических норм в объединении;

2 уровень – подповерхностный – придерживание ценностей и норм, зафиксированных в документах;

3 уровень – базовый (глубинный) – совмещение индивидуальных потребностей каждого члена коллектива с успешным опытом общих действий.

Психология изучает вопросы, связанные с функционированием социальной группы, где отношения развиваются по двум направлениям – коллективистским и индивидуалистским. Автором идеи организации и воспитания коллектива является выдающийся педагог А.С. Макаренко. Его теория воспитания коллектива была нацелена на интеграцию воспитания и образования с учетом трудовой деятельности. Базируясь на учениях Макаренко, исследуемая форма педагогического процесса предполагает формирование у обучающихся определенных взаимоотношений, присущих человеческому коллективу. Ученый считал, что коллектив – это форма, инструмент и метод воспитания одновременно.

Развитие коллектива зависит от динамики деятельности и отношений, согласованности действий, единства требований к его членам (от лат. collectivis – собирательный, сборный) – совместного собрания, объединения, группы. В современной литературе термин «коллектив» имеет два значения:

а) любая организованная группа людей, объединенная общими задачами для достижения общей цели (например, коллектив предприятия);

б) высокоорганизованная группа людей.

Итак, коллектив представляет собой консолидированную группу людей, объединенную совместной деятельностью, подчиненную общественным потребностям и целям. В «Словаре русского языка» (под. ред. А. Евгеньева) дано следующее определение коллектива: «это группа лиц, объединенная общей деятельностью, общими интересами». Зарубежные ученые Ф. Харрис и Р. Морган выявили и предложили ряд характерных черт, присущих учебно-воспитательному коллективу:

— осознание себя и своего места в учебном коллективе;

— наличие коммуникационной системы и внутри-коллективного языка общения;

— внешний вид индивида;

— исполнение общих обычаев и традиций;

— ощущение времени, отношение к нему и его использование;

— устоявшиеся взаимоотношения между членами команды;

— соблюдение общих моральных и поведенческих ценностей и норм;

— общность мировоззрения каждого члена команды;

— стремление к развитию, самореализации, самосовершенствованию каждого члена коллектива;

— нормы профессиональной и корпоративной этики;

— мотивирование каждого члена коллектива.

Тем не менее, не каждую группу можно назвать коллективом. Согласно А. Донцову, существует три этапа развития коллектива: подготовительный, организационный и функционирование в состоянии нормальной, стабильной жизнедеятельности. Подготовительный этап характеризуется постановкой определенной задачи, с целью решения которой объединяется группа людей. Каждый человек при этом должен суметь проявить себя как компетентный член группы, хотя на данном этапе сделать это и в полной мере раскрыть свой потенциал бывает затруднительно, так как в начале люди стараются никак не выказывать свои чувства и слабости. Они выдвигают на первое место собственный рационализм (от лат. rationalis – разумный) и взаимное изучение, базируясь на формальной логике.

Во время второй фазы в результате углубления знакомства происходит дальнейшее сближение участников группы. Изменяется мнение членов группы друг о друге, постепенно исчезают предвзятость и предубеждения. Однако возможно возникновение конфликтов на почве столкновения мнений. Для ликвидации подобных ситуаций руководителю группы необходимы навыки разрешения межличностных конфликтов и корректировки взаимоотношений. В случае успешного преодоления группой второй фазы, при условии взаимоуважения и доверия между членами группы, постепенно формируются позитивные предпосылки для развития здорового и продуктивного коллектива.

Завершающий этап характеризуется наличием уже прочно устоявшихся доверительных взаимоотношений между членами коллектива. Внутриколлективную атмосферу и моральнопсихологический климат коллектива детерминируют следующие факторы: взамосовместимость, взаимосплоченность, взаимозаменяемость, сработанность, способность к самоорганизации, позитивная рабочая атмосфера. Неотъемлемыми качествами организованных коллективов являются проявление взаимопомощи, готовность нести ответственность за результаты своей деятельности, доброжелательность, адекватное отношение к конструктивной критике, способность к самокритике и здоровая конкуренция.

Следующий критерий классификации групп – отношение к обществу. Просоциальными являются группы с позитивным отношением к обществу, асоциальные – с негативным. В идеале учебный или рабочий коллектив должен являться просоциальной группой и приносить пользу обществу.

Социальная группа обусловлена взаимодействием двух составляющих – интеграции (объединение) и дифференциации (разделение). Объединение направлено на противодействие конфликтам и ситуациям, которые угрожают существованию группы как единого целого. Дифференцирование ориентировано на специализацию взаимосвязей членов группы, основанную на различии их ролей. Поэтому функционирование и развитие группы носит противоречивый характер.

По мнению специалиста, в области социальной психологии и психологии личности Р.С. Немова, наличие коллективистских отношений в группе, свидетельствуют следующие критерии:

1) этика (взаимоотношения выстраиваются на основе общечеловеческих моральных норм и ценностей);

2) чувство ответственности (каждый член коллектива демонстрирует готовность нести личную ответственность за деятельность кого-либо, вне зависимости от принадлежности к данному коллективу, при этом проявляя дисциплинированность, требовательное отношение к себе, своим словам и поступкам, а также способность адекватно оценивать собственные достижения);

3) коммуникабельность (проявляется в умении строить здоровые отношения не только с членами своего коллектива, но и других групп и коллективов, при необходимости оказывать посильную помощь);

4) коллективизм (забота о каждом члене коллектива, противодействие явлениям, несущим контрпродуктивный характер);

5) доверие (взаимоотношения между членами коллектива должны быть доверительными);

6) oрганизованность (взаимозаменяемость, универсальность каждого участника коллектива, бесконфликтное распределение обязанностей, быстрое устранение недостатков в работе и т. п.);

7) информационная доступность (четкое понимание целей и задач (конечных и промежуточных) совместной деятельности);

8) эффективность (своевременное и качественное решение стоящих перед коллективом задач).

Управление группой, ее самоуправление, воздействие на психологию и поведение отдельных членов группы обычно осуществляется и посредством официально назначенных лиц − руководителей, и через неофициальных лиц, пользующихся авторитетом среди членов данной группы, имеющих в ней высокий статус и именуемых неформальными лидерами (от анг. leader– ведущий, руководитель). Как показывает практика, обычно официальный руководитель и неформальный лидер редко бывает одним и тем же человеком, хотя не исключен и такой вариант.

Исследователями выделяются следующие типы лидеров:

— лидер-организатор;

— лидер-побудитель;

— лидер-интеллектуал;

— лидер-создатель эмоционального настроя.

Aвторитет (от нем. аutoritit – влиятельный) лидера в группе обычно так же силен и непререкаем, как и авторитет официального руководителя. Лидер необходим группе, так как он в состоянии поднять, увлечь и повести членов группы на любое дело. Также необходимость лидера определяется тем, что в каждой группе существуют и должны кем-то регулироваться две взаимодополняющие системы отношений: деловые и личные. Если каждая из них не отрегулирована, если отношения, складывающиеся в одной системе, противоречат отношениям, культивируемым в другой, то такая группа не сможет успешно функционировать и никогда не станет высокоэффективной. Это обстоятельство и требует наличия в группе неформального лидера наряду с официальным руководителем. Идеальным является условие, при котором руководитель группы (официальное лицо) одновременно является лидером. Это влияет на степень и уровень сплоченности группы, психологический климат в ней, взаимоотношения и т. д.

Многие исследования делали попытки выявить качества личности, свойственные лидеру. По мнению Г. Андреевой, установление тех или иных отношений между отдельно взятым человеком и группой людей зависит от внешних обстоятельств, а иногда и просто от случая. Очень часто такие отношения связаны со способностью человека, имеющего доступ к определенным ресурсам или обладающего соответствующими качествами, обратить на себя внимание в тот момент, когда группе потребуется руководство ее деятельностью.

Между лидером и руководителем имеются следующие различия :

1) забота лидера выражается в регуляции межличностных отношений, а руководитель, прежде всего, заботится о выполнении группой поставленных задач;

2) сфера деятельности лидера ограничена размером малой группы, в которую он входит, руководитель взаимодействует не только с малой группой, но и с вышестоящими организациями;

3) выявление лидера происходит стихийно, по желанию членов группы, руководитель назначается или избирается;

4) руководитель, как правило, назначается на определенный срок, а лидер – это нестабильный статус, в любой момент может быть изменен;

5) система санкций руководителя более четкая и определенная, чем у лидера;

6) у лидера процедура принятия решения проще, чем у руководителя.

В процессе управления группой как руководитель, так и лидер могут использовать различные средства психологического воздействия, которые в совокупности определяют стиль лидерства (руководства). «Стиль – функциональная разновидность, способ осуществления чего- либо, отличающаяся совокупностью своеобразных приемов». Классически выделяют три стиля: авторитарный, демократический, либеральный.

— авторитарный стиль предполагает властность лидера по отношению к остальным членам группы. В принятии решения действует принцип единоначалия, ведется систематический контроль над действиями подчиненных.

— демократический стиль проявляется у того руководителя, который склонен считаться с мнением других членов группы, советоваться с ними, привлекать к управлению группой.

— либеральный стиль наблюдается в том случае, когда руководитель фактически изолируется от своих обязанностей и передает их другим членам группы.

Практика исследования эффективности того или иного стиля руководства (лидерства) показывает, что наиболее приемлемым является комбинация всех выше перечисленных стилей в зависимости от уровня развития группы и той конкретной ситуации, в которой эта группа находится в данный момент времени.

Выводы. Таким образом, воспитание личности в коллективе является прямым отражением закономерностей развития общества. В нынешней сложной социальной обстановке зачастую непросто бывает молодому человеку адаптироваться к тем или иным жизненным обстоятельствам. Отделившись от коллектива, человек попадает в социально-психологический вакуум, что значительно затрудняет и тормозит его дальнейшее развитие. Объединение по общим интересам как человеческая общность, которая образует систему межличностных отношений, выступает основным фактором формирования общественной сущности, развития ее индивидуальности. Стремление к постоянному развитию способствует формированию конструктивного общения, обмену личностными смыслами в группе, коллективе как социальных системах.

Следите за нами:

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о