«Налоговые каникулы» для малого бизнеса: за и против

Важнейшим сегментом современной рыночной экономики является малый бизнес, который способствует формированию конкурентной среды и самозанятости населения. Роль малого бизнеса можно оценить на основании данных о его доле в ВВП, доле занятых в сфере малого предпринимательства, в большинстве развитых стран эти показатели высоки, тогда как Россия пока существенно отстает от них по данным параметрам. В 2014 году в Японии доля малого бизнеса в ВВП составляла 55%, в Великобритании – 53%, в Германии – 54%, во Франции – 62%, в Италии – 60%, а в США – 52%, тогда как в России этот показатель составляет 20%. Согласно данным сайта Форекс Брокер Рейтинг. в странах ЕС около 70% работающих вовлечены в малый бизнес, в США – 50%, а в России – только 25%. В Японии представители малого предпринимательства создают примерно 57% продукции для обрабатывающей промышленности, а в США ими было создано за последние десятилетия почти 55% из всех инновационных продуктов.

Необходимым условием успешного развития малого бизнеса является поддержка со стороны государства, для оказания которой создаются специальные государственные институты. В Великобритании существует Национальное Агентство по обслуживанию малого бизнеса, созданное в 2000 году в составе Министерства торговли и промышленности. В США с 1953 года работает Администрация Малого Бизнеса и на сегодняшний день она распространила более 14000 отделений по всей стране. В Германии при Федеральном министерстве экономики и труда действует Генеральный Директорат, который занимается вопросами развития малого и среднего предпринимательства. Таким образом, эти данные свидетельствуют о том, что в развитых странах по отношению к малому бизнесу государство предпринимает серьезные меры для его продвижения.

В Российской Федерации становление и развитие малого бизнеса также происходит благодаря государственной поддержке, включая меры содействия на региональном уровне. В Ярославской области с 2013 года действует Областная целевая программа развития субъектов малого и среднего предпринимательства, на финансирование которой в 2015 – 2017 годах из областного бюджета планируется выделить денежные средства в значительных объемах: 2015 год в объеме 65958069 руб.; 2016 год –38854509 руб.; 2017 год – 38136169 руб.

Большое влияние на развитие малого бизнеса оказывают предоставляемые субъектам малого и среднего предпринимательства налоговые преференции. На стимулирование малого бизнеса направлены изменения в налоговое законодательство РФ, вносимые Федеральным законом от 29.12.2014 г. № 477-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации». Указанный закон вступил в силу 1 января 2015 года и будет действовать до 2021 года.

Согласно новым изменениям, внесенным Федеральным законом № 477-ФЗ в ст. 346.20 Налогового кодекса Российской Федерации: «Законами субъектов Российской Федерации может быть установлена налоговая ставка в размере 0% для налогоплательщиков – индивидуальных предпринимателей, впервые зарегистрированных после вступления в силу указанных законов и осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах». При этом регионы могут устанавливать определенные ограничения, связанные с численностью работников и размером доходов, а также перечень видов деятельности, попадающих под применение данной льготы.

По данным Минэкономразвития, в стране к началу 2015 года было зарегистрировано примерно 3,5 млн. индивидуальных предпринимателей, из них 54% работали в сфере торговли, 12,4% – в сфере транспорта и связи, 11,7% занимались операциями с недвижимым имуществом, арендой и услугами, 9,2% осуществляли прочие виды деятельности, 5,3% работали в сфере сельского хозяйства, 4,4% были заняты в сфере промышленного производства и 3% – в сфере строительства. Поэтому новым субъектам малого предпринимательства нелегко определиться с выбором вида деятельности из указанных в списке законов о «налоговых каникулах».

С момента обсуждения законопроектов участники рыночных отношений пытались определить, как новые налоговые преференции повлияют на дальнейшее развитие малого предпринимательства.

С точки зрения специалистов Департамента развития малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития России, законопроекты налоговых каникул в регионах должны быть сформулированы таким образом, чтобы малый бизнес не ушел в «тень». Это является весьма серьезной проблемой в России и ухудшит экономическую ситуацию в самих регионах в первую очередь.

Виды деятельности в основном зависят от потребностей регионов в оказании им разного рода услуг. На данном этапе времени пока только 58 из 85 субъектов РФ ввели «налоговые каникулы». Каждый регион соответственно имеет свои экономические особенности, поэтому и льготы распространяются на такие виды деятельности, которые необходимо развивать на определенной территории. Некоторые из них установили ставку налога в размере 0% как для упрощенной, так и для патентной системы налогообложения, другие же выбрали только «упрощенку».

Таким образом, появилось множество недовольных среди желающих открыть свой бизнес, которых поддержал «Общероссийский Народный Фронт» (ОНФ). Эта общественно-политическая организация выступила с заявлением о том, что власти некоторых регионов России превращают налоговые льготы для малого бизнеса в профанацию. Представители данной организации утверждают, что власти регионов пытаются как можно сильней ограничить работу будущих представителей малого бизнеса. Например, во Владимирской области была установлена численность сотрудников малого предприятия в 5 человек, а в Новосибирской области из 52 видов деятельности, для которых действует патентная налоговая система, «налоговые каникулы» были установлены лишь для 11 из них. ОНФ объясняет данные явления отсутствием доверия со стороны органов государственной власти регионов по отношению к предпринимателям, так как за все года свободных рыночных отношений в нашей стране малый бизнес показал, что он способен обойти законы.

Не все регионы стремятся к принятию своих нормативных актов, разрешающих применение «налоговых каникул», указывая на недостаточную эффективность подобных мер. Примером служит Республика Татарстан, которая решила не вводить «налоговые каникулы» по примерам других регионов, где такой закон уже действует, потому что данные виды налоговых льгот не повысят эффективность малого бизнеса, так как такими видами деятельности мало кто занимается в регионе и, следовательно, власти региона не получат достойной отдачи от него.

Противоположную точку зрения высказали и обосновали руководители Ивановской области, которые утверждают, что эти льготы не нанесут ущерб региональному бюджету, так как в области немного представителей малого бизнеса, работающих в данных отраслях, указанных в законе. А сами «каникулы» будут действовать всего два налоговых периода и если разумно подойти к формулировке закона, то по окончанию его действия путем привлечения новых предпринимателей в указанных сферах деятельности, можно гарантировать появление новых налогоплательщиков для областного бюджета.

Безусловно, многие аспекты данного закона зависят от экономических особенностей регионов. Например, в Челябинской области, которая является весьма научно и индустриально развитым регионом, уже к 1 июня 2015 года 221 индивидуальный предприниматель успел воспользоваться данной льготой, из которых 120 предпринимателей работают в производственной сфере, 53 – в научной и 37 – в социальной. Это доказывает тот факт, что именно власти субъектов РФ должны разумно сформулировать закон о «налоговых каникулах» для малого бизнеса, чтобы он свободно смог развиваться с учетом территориальных экономических особенностей.

В Ярославской области аналогичный закон был принят 26 мая 2015 года и начал действовать с 1 июня этого же года. Для налогоплательщиков, использующих упрощенную налоговую систему, устанавливается налоговая ставка в размере 0%, если они занимаются следующими видами предпринимательской деятельности: сельское хозяйство, охота и предоставление услуг в этих областях; лесное хозяйство и предоставление услуг в этой области, за исключением лесозаготовок; рыбоводство; обрабатывающие производства; образование; предоставление социальных услуг; научные исследования и разработки.

Ярославская областная дума 27 октября 2015 года приняла в первом чтении законопроект, который предполагает расширить сферу применения «налоговых каникул». Проект закона Ярославской области предусматривает установление в Ярославской области налоговой ставки в размере 0% для впервые заре-гистрированных индивидуальных предпринимателей при применении упрощенной системы налогообложения и патентной системы налогообложения. Закон Ярославской области «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Ярославской области о налогах» предполагается ввести в действие со дня его официального опубликования, определить период его действия до 1 января 2018 года.

Законопроектом установлены виды предпринимательской деятельности в производственной, социальной и научной сферах, в отношении которых впервые зарегистрированные индивидуальные предприниматели будут уплачивать налог по нулевой ставке. В производственной сфере «налоговые каникулы» будут распространяться на сельское хозяйство, охоту и лесное хозяйство (за исключением лесозаготовок), рыбоводство, обрабатывающие производства. В социальной сфере – на образование, физкультурно-оздоровительную деятельность, спорт, деятельность в области культуры. К научной деятельности отнесены научные исследования, разработки и разработка программного обеспечения и консультирование в этой области. «Налоговые каникулы» будут способствовать самозанятости граждан в производственной, социальной и научной сферах.

В финансово-экономическом обосновании указанного законопроекта отмечается, что его принятие не потребует дополнительных затрат из областного бюджета. Представлявший законопроект губернатор Ярославской области С. Ястребов отметил, что «законопроект призван облегчить работу сотням предпринимателей, ведущих или начинающих свой бизнес в Ярославской области. Но есть и другая сторона медали. По подсчетам экономистов, принятие проекта закона повлечет снижение доходов областного бюджета в 2016 году ориентировочно на 79 млн. руб. В сегодняшних экономических условиях малому и среднему бизнесу очень нужна поддержка. В перспективе принятие законопроекта обеспечит рост налоговых поступлений в областной бюджет, занятость и социальную стабильность населения».

Закон Ярославской области «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Ярославской области о налогах» является очередным шагом в рамках реализации плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в регионе.

 

Авторы: В.В. Енаки, О.М. Лазурина

Следите за нами:

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о