Статистика показывает, что количество вакансий было сокращено на 20% в сравнении с прошлым годом, однако отчеты Росстата говорят о том, что эффективный бизнес стал приносить меньше прибыли, а убыточные организации несут все большие потери. Экономическая ситуация отразилась следующим образом: топ-менеджмент стал более скурпулезно относиться к потенциальным кандидатам, активное появление стартапов значительно замедлилось. Активные сокращения наблюдаются в Сбербанке и ВТБ и основной акцент приходится на «белые воротнички». Касаемо топ-менеджмента, это говорит лишь о том, что руководство компаний ищет одного уникального сотрудника, который станет универсальной заменой 5-6 сотрудникам с усредненным уровнем компетентности.
В современных условиях бизнес оценивается по двум критериям: производительность и эффективность. Если ранее маржинальность достигалась за счет расширения рынков, то сейчас этот процесс будет обеспечиваться только за счет эффетивного управления. Постепенно приходит осознание того, что существует необходимость в аудите бизнеса, определении препятствующих факторов развития. Проблемы в основном заложены в дезорганизации практики управленческих технологий и переориентации принципов управления. Топ-менеджмент не затрагивала «проблема бережливости», в кой мере она обострилась сейчас.
Факторы, которые оказывают непосредственное влияние на управленческую деятельность:
- Ускорение обмена информацией, а также возрастающей значимостью анализа текущей ситуации, прогнозирования и быстрого принятия оптимального решения;
- Проблема ограниченности средств и времени с каждым днем становится наиболее значимой для руководителя, особенно в условиях стагнации;
- Отношения внутри организации остаются на уровне, когда поддержание благоприятной атмосферы напрямую зависит от успешного исхода проекта или всей организационной деятельности; –Отсюда исходит необходимость в совершенствовании и оттачивании навыков/подходов по отношению к сотрудникам, рациональному использованию человеческих ресурсов;
- Не менее актуальной менеджериальной проблемой на сегодня является устаревание теорий и методов традиционных направлений, что приводит к потребности в разработке новых стилей и подходов на практике.
Современный руководитель на сегодня – симбиоз понятий, включающих стиль руководства, набор необходимых компетенций, осознание важности трудовой деятельности и, посредством управления человеческими ресурсами, стратегического планирования, привлечь всех членов организации к достижению общей цели и эффективности трудовой деятельности.
Ранее облик руководителя подразумевал четкую формулировку заданий и сроков выполнения, в то время, как работники бесприкословно осуществляли заданные требования. Постепенно подобная модель поведения стала неприемлема в связи с противоречащими тенденциями современности: подчиненные перестали нуждаться в том, чтобы их заставляли работать, теперь стало необходимо мотивировать их к этому. Происходила переориентация не только роли руководителя, но и работника, который стал более квалифицированным, «думающим и знающим». В связи с чем появилась необходимость в эффективном сотрудничестве между руководителем и работниками.
Таким образом, образовались следующие роли, которые должны быть воссозданы в «портрете руководителя»:
- Роль управленца всеми подразделениями организации, которая подразумевает наличие опыта и квалификации в сфере управления;
- Роль лидера, который курирует и направляет деятельность отделов и рабочих групп;
- Роль дипломата, который создает, укрепляет и регулирует контакты с внешними элементами (другими компаниями, агентам в лице государства, профсоюзами, СМИ и др.);
- Роль новатора, который легко адаптирует современные тенденции и технологии, как в производство, так и при работе с персоналом;
- Роль аналитика, который воссоздает общее положение дел, адекватно оценивает сложившиеся обстоятельства и принимает решения взвешенно.
Роли принятия решений подразумевают элементы предпринимательской деятельности, просчет возможных рисков и распределение ресурсов. Так называемая «роль ведущего» позволяет руководителю также осуществлять переговоры с поставщиками. С расширением управленческой деятельности, ее структуры, изменились и требования к руководителю, компетенций для которого стало больше. Для этого возникла необходимость в разработке компетентностных характеристик. Роли определяют систему требований к руководителю. Для их выполнения необходимы особые системы знаний, умений и навыков, образующие компетентность современного менеджера.
Структура мирового экономического пространства значительно изменяется и появляются всякого рода дополнительные конкурентные условия, вызванные новыми технологиями, глобализацией и рынком капитала, которые работают с гораздо большей эффективностью, чем прежде. В связи с этим, менеджеры должны знать, как их задачи должны быть соотнесены с обстоятельствами извне, и как предложенное решение соотносится с деятельностью компании. В опубликованном исследовании, где менеджеры как из частного, так и из государственного сектора ранжировали 10 наиболее важных задач управления, было выявлено, что это:
- Мотивация сотрудников важна 83%;
- Стратегическое планирование на 83%;
- Удовлетворенность персонала на 78%;
- Развитие сотрудников и их профессиональный рост на 71%;
- Координация на 69%;
- Значение обратной связи на 69%;
- Цель и результаты мониторинга на 64%;
- Руководство/коучинг на 64%;
- Обработка информации на 62%.
Таким образом, результаты аналитических статей и исследований говорят, что современные сотрудники предпочитают понимать менеджеров и быть «на одной волне с проблемами компании», чем беспрекословно слушать и потом решать какие-либо поставленные задачи. Кроме того, это исследование показало, что менеджер должен обладать навыки межличностного общения, которые делают менеджера и процесс управления привлекательным для сотрудников.
Автор: Мансурова Э. В.
Следите за нами:
Отправить ответ