В настоящее время Россия занимает свое место среди ведущих стран современности. На нынешнем этапе технологического, информационного и культурного развития России образование, тесно и органично связанное с наукой, становится одним из ключевых факторов экономического роста, положительной динамики эффективности и конкурентоспособности народного хозяйства. Это, безусловно делает его одним из самых значимых факторов процветания нации, благополучия страны и всех её граждан. В простонародье принято считать, что в этом заслуга лишь учителей и преподавателей, однако такое заявление весьма неточно. В глобальное действо под названием: «Управление системой образования» входят также и директора школ, и административные служащие, и многочисленные чиновники всех уровней.
В основе каждой управленческой организации лежит подход от высшего к низшему, что означает следующее: нижестоящий уровень не обладает правами на реализацию некоторых действий в образовательной политике, особенно это касается вопроса финансирования, без согласования с вышестоящими инстанциями. Подобные организации заняты в основном функционированием школ и тем, как внутри таких заведений выполняются принципы:
— Гуманного и демократичного подхода в управлении;
-Систематичности и целостности;
— Правдивости и полноты сведений.
Благодаря тому, что система управления образованием РФ сочетает в себе централизованное с децентрализованным, удается обеспечивать работу администраторов и общественных организаций на благо коллективов. Это создает плацдарм для внедрения новых управленческих постановлений.
Роль системы образования в России значительна. Её потенциал должен быть в полной мере использован для укрепления общества, сохранения единого социокультурного пространства страны, решения проблемы национальной напряженности.
Сейчас российское общество реформируется, оценивает свои цели и идеи. В первую очередь это указывает на тенденцию индивидуальности разнообразных типов общеобразовательных заведений и вариабельность программ обучения, что тесно связано с развитием сети негосударственных общеобразовательных учреждений во всех уголках Российской Федерации. Но несмотря на такую вариативность, сегодняшняя система образования в России централизованная.
Если посмотреть на Российскую систему образования, на ум сразу приходит аналогия с Немецкой образовательной системой:
1) В Германии, как и в России, существует дошкольное образование, которое дает детям элементарные знания. Однако, в Германии такое образование считается первой ступенью образовательной системы, в то время как российские дети посещают детские сады добровольно по желанию родителей.
2) Начальная школа начинается с полных 6 лет и длится в течение 4 лет. Причем начальное образование вынесено в отдельную ступень и не может быть интегрировано со средним. В России же напротив, школьники получают образование в комплексе «начальное» + «среднее» в системе с одиннадцатью классами.
3) Неполное среднее образование в лицеях, гимназиях, общеобразовательных школах длится в течение 5 лет. Окончание 9 классов каждого из этих типов учебных заведений дает право на получение аттестата об общем среднем образовании.
4) По окончании обучения 10 и 11 классов средних учебных заведений (школы, гимназии, лицеи), выпускники получают аттестат о полном среднем образовании. В РФ полное среднее образование дает право на поступление в институт или иной ВУЗ. Данное право распространяется еще на окончившего любое профессиональное учреждение, что в Германии является неприемлемым.
5) Высшее образование с получением диплома специалиста, степени бакалавра, магистра или мастера с правом повышения квалификации в университете или НИИ, по окончании которого получают степень кандидата наук, а позже доктора наук.
В западноевропейских странах основные структурные изменения высшего образования были начаты в 70-80-е годы и практически завершены в 90-е годы.
По своей цели и содержанию Болонский процесс представляется не как начало цикла важнейших изменений высшего образования в западноевропейских государствах, а как естественный этап практической интеграции имеющихся систем высшего образования в соответствии с меняющимися геополитическими и экономическими реалиями.
В Англии организационная структура высшей школы (модель «бакалавр – магистр») де-юре особенно соответствует положениям Болонской декларации, и поэтому руководители стараются не перестраивать структура образования, а привнести больше профессиональной направленности.
Во Франции похожая ситуация. Потому как в данной государстве существуют две массовые квалификации высшего университетского образования – лиценциат и «мэтриз» (3 и 4 года учебы соответственно), в таком случае в качестве квалификации, относительно первой ступени высшего образования установлена степень лиценциата с 3-х летним сроком обучения, согласно рекомендациям Болонского процесса.
С 1999/2000 учебного года в институтах Германии возникло внедрение новых образовательных программ и квалификаций бакалавра и магистра по некоторым профессиям. Руководители немецких университетов проявляют сдержанность в данном вопросе. Зато большую заинтересованность проявляют руководители высших профессиональных школ Германии (Fachhoch-schulen), поскольку находят в этих нововведениях возможность утверждения статуса выдаваемых выпускникам учебных заведений дипломов, подтверждающих присуждением квалификаций.
В Болонской декларации необходимость «установления системы однозначно воспринимаемых и сопоставимых квалификаций» сформулирована в качестве первоочередного шага на пути создания единого европейского пространства высшего образования.
В официальных документах Болонского процесса задача достижения соотносимости квалификаций стала актуальнее, хотя в источниках нигде не содержится директив относительно введения определенных квалификаций. Считается, что это компетенция каждой отдельно взятой страны. Зато упоминается о системе двух последовательных ступеней высшего образования, первая из которых должна длиться 3–4 года и завершаться получением квалификации, необходимой Европейскому рынку труда, а вторая ступень должна приводить к получению квалификации «мастера» (Master).
Существенным дополнением к первоначальным установкам Декларации можно считать решение, принятое в Берлине 18–19 сентября 2003 года, о включении в круг проблем, подлежащих согласованному регулированию в ходе Болонского процесса, подготовку на докторском уровне как третью ступень высшего образования. Это обусловлено осознанием внутреннего единства всех ступеней высшего образования и особой значимости исследовательской составляющей для полноценного функционирования высшей школы в целом.
Таким образом, Россия может выстроить систему академических и ученых степеней, соответствующую требованиям Болонской декларации, следующим образом: «бакалавр»; «дипломированный специалист» или «магистр»; «доктор наук по направлению». Образовательные программы, соответствующие этим трем степеням, имеют как образовательную, так и научную составляющие, причем для степени, заменяющей нынешнего «кандидата», научная составляющая является основной. Что же касается нынешней ученой степени «доктор наук», то она, как и прежде, будет определять именно научный статус ее обладателя.
Авторы: Оцабрик А.В., Демененко И.А.
Следите за нами:
Отправить ответ