ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ: КОНФЛИКТ МЕЖДУ ПРОДАВЦОМ И ПОКУПАТЕЛЕМ

В последнее время активно начинает возрождаться развитие экономической психологии. С одной стороны, это отрасль психологической науки, с другой стороны, она является смежной с экономической наукой. Одной из основных задач экономической психологии является изучение экономических явлений во всех возможных совокупностях: экономическо-психологические процессы, свойства различных субъектов, состояние и их взаимодействие. Основным же элементом будет изучение феномена экономического сознания и экономического поведения.

Экономическая психология формируется и развивается из двух самостоятельных материнских наук: экономики и социальной психологии. Со временем сложились отчетливые предпосылки для их интеграции. Очевидным стало признание учеными кризиса экономической теории, который заставляет двигаться в направлении решения разного рода проблем, изучая экономику и психологию в совокупности.

Все что связано с экономической психологией получило широкое развитие в последние десятилетия двадцатого века, когда было множество вопросов и проблем связано с эффективностью проводимых экономических реформ в различных странах мира. Затрагивались такие вопросы как: психология потребления; психология бедности и богатства; психология предпринимательства и др. На стыке двух наук в психологию стали проникать такие понятия как: микроэкономика; макроэкономика и т.д. Выделились новые предметы и объекты через синергию экономики и психологии.

Все это позволяло открыть новые горизонты в решении проблем, которые возникали, как производные из взаимосвязи двух новых частей. Появились новые идеи для изучения спроса и предложений, маркетинга, различные идеи по развитию рекламных компаний. На данный момент следует обратить внимание на конфликты, которые могут встречаться не только в большом бизнесе, но и при взаимодействии мелких элементов экономической психологии.

Предпринимательство, экономика и торговое обслуживание, все это рассматривается в экономической психологии. Деловая жизнь всегда связана со многими сложностями и рисками, что приводит к возможности появления в различных сферах экономической деятельности разнообразных вариаций конфликтов.

В современной научной литературе конфликт определяется как взаимодействие людей, имеющих несовместимые цели или способы достижения этих целей. Основными же признаками конфликта будут наличие ситуации, где участники воспринимают ее как конфликтную. Сам же неделимый объект конфликта, тот предмет, на который направлено действие двух субъектов, будет формировать конфликт вокруг себя. Каждый из участников конфликта не представляет решение проблемы, что провоцирует их на продолжение спора. Схема конфликта строится таким образом: конфликтная ситуация + повод для нее = конфликт.

Конфликтные ситуации часто проявляются в многолюдных местах, торговых точках и различного уровня магазинах, где можно наиболее отчетливо наблюдать столкновение между покупателями или продавцом и покупателем. Главным образом, это связано с ограниченным временем для покупки в период скидок и акций, так как наблюдается большой наплыв покупателей и не всегда продавцы могут справиться с такой нагрузкой. В этих случаях важную роль играет позиция торговых работников, а также их умение уходить от конфликта или наиболее «безболезненно» его решать.

Изучая деловое общение, нужно обращать внимание на факты, способствующие появлению затруднений, которые впоследствии приводят к конфликтным ситуациям. Само понятие «деловое общение» подразумевает под собой управление общением. Любая конфликтная ситуация в сфере торговли может позиционироваться как брак в работе специалиста, занимающегося продажами и работающего с клиентами.

Результат неправильно разрешенного конфликта имеет определенные последствия. Иногда покупатель не добивается желаемого, уходит из магазина раздраженным и с плохим настроением, что впоследствии может сказаться на продажах в особенности, если перестает совершать покупки тот человек, который тратил большие суммы денежных средств. В дальнейшем этот посетитель может передать негативные эмоции и ощущения друзьям, родным и коллегам, что также принесет убытки магазину, так как теряются потенциальные покупатели. Конфликт, который был разрешён недостаточно компетентным продавцом, в будущем может создать неблагополучную репутацию всей торговой сети.

Таким образом, экономическая психология, во-первых, позволяет наиболее эффективно использовать человеческие и материальные ресурсы для развития выгодных торговых отношений и проведения более перспективных реформ для развития экономики в целом. Во-вторых, позволяет наилучшим образом понять причины возникновения конфликта между продавцом и покупателем в торговле, что в дальнейшем может способствовать наиболее эффективному поиску путей решения, появившейся конфликтной ситуации.

Следите за нами:

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о