ПСИХОЛОГИЯ ДЕНЕГ КАК ОБЪЕКТ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

История человеческого общества в целом и человеческих сообществ в частности, подтверждает тот факт, что деньги выполняют не только сугубо экономическую функцию (средство обращения, платежа, накопления, меры стоимости), они участвуют также в формировании психики людей. Их значение отражается в удовлетворении потребности в выживании. Деньги — это самая абстрактная, загадочная и в тоже время не всегда предсказуемая форма хозяйственной жизни.

Психология денег относится к экономической психологии, и изучает изменение психики людей и их поведения под воздействием денег.

Тема психологии денег остается мало разработанной даже на Западе, а в России она достаточно долго была идеологически неактуальной. Тем не менее, В.М. Бехтеревым в труде «Коллективная рефлексология» утверждается значимость отношения к деньгам, ценность денег и взаимосвязи этой субъективной ценности с устойчивостью финансово-экономического рынка. В период существенных преобразующих перемен в России на рубеже тысячелетий в научных трудах психологов и экономистов выделяются психологические аспекты исследований феномена денег. (В.В. Макаров, М.К. Бункина, В.А. Семенов, О.С. Дейнека, А.Л. Журавлев, В.Д. Попов, В.М. Соколинский и др.).

Следует отметить, что единой теории психологии денег в науке не существует, однако существуют исследования отношения к деньгам мужчин и женщин, восприятия монет и банкнот, отношения людей к деньгам, установления корреляции между ценностным отношением к деньгам и доходом на душу населения, влияния денег на убеждения и поведение людей, исследование денег как фактора свободы, безопасности, удачливости, любви. Имеющие исследования указывают на достаточные сложности соотношения особенностей денежного поведения с внутренними, психофизиологическими качествами, например, темпераментом, а вот соотношение их с категориями, детерминированными внешними социальными механизмами, такими как ценности, установки, убеждения являются более актуальными и верными.

Учеными изучалась связь между личностными характеристиками и установками людей по отношению к деньгам. Наблюдения показали, что по сравнению с интровертами, экстраверты более открыто говорят о доходах и относятся к деньгам спокойнее и беззаботнее, но личностные переменные в исследовании оказались лишь слабыми предикторами, связанными с деньгами, установок и поведения.

В настоящее время в исследованиях отношения к деньгам ученые опираются на концепцию отношений В.Н. Мясищева (отношение есть компонент системы теоретических представлений личности, отражающий ее субъективно-оценочный, сознательно избирательный подход к действительности и представляющий собой интериоризированный опыт существования в социальном окружении). Отношение к деньгам рассматриваются учеными как частное отношение, очерчивающее экономикопсихологическую сферу исследуемой системы.

Ученый Люф обнаружил, что образ человека в восприятии равных других, зависит от еженедельного дохода — богатые люди казались относительно счастливыми, хорошо приспособленными, здоровыми, в то время как бедные считались неприспособленными и несчастливыми. Ученый Макклюр после опроса 159 американских покупателей, попросил их ответить на 22 вопроса. Требовались ответы на вопросы о том, как они тратят деньги, могут ли контролировать финансовое положение, держат ли его в секрете, а также ответить на вопросы, касающиеся значения денег в их жизни, в частности конфликтов, возникающих из-за денег. Было обнаружено, что экстраверты склонны к большей расточительности и меньшей бережливости. У людей, уверенных в том, что они могут контролировать свое финансовое положение, были более низкие уровни общей тревожности и высокие уровни экстраверсии, а стабильные нейротичные интроверты придавали деньгам большее значение и были менее склонны рассказывать о своем финансовом положении. Результаты показывают, что, несмотря на явную связь измерявшихся с помощью вопросника установок с личностными параметрами, установки не зависят от демографических различий, половой принадлежности, уровня образования, профессии или от вероисповедания. Фернхем обнаружил, что по сравнению с хорошо образованными людьми, менее образованные считают, что провели свое раннее детство в большей бедности. Фернхем обнаружил незначительные различия в представлениях испытуемых об их прежнем финансовом положении, но множество различий в восприятии своего финансового будущего. Люди старшего возраста более озабочены своим будущим, чем более молодые, возможно потому, что у них было больше финансовых обязательств — перед семьей, детьми и по полученным ссудам. Богатые люди испытывают большую озабоченность по поводу будущего, чем бедные. Люди, поддерживавшие консервативные партии, считают, что страну ожидает безоблачное экономическое будущее, в то время как избиратели, поддерживавшие левые партии полагают, что положение ухудшится. Люди делают сбережения, тратят деньги и инвестируют их в соответствии со своими представлениями о будущих экономических тенденциях.

Исследователи Хэнли и Вилхелм обнаружили связь между самооценкой и установками по отношению к деньгам и обнаружили, что у компульсивных «транжир» относительно более низкая самооценка, чем у «нормальных» потребителей. В представлениях компульсивных «транжир» о деньгах, отражена их вера в символическую способность денег повышать самооценку. На описательном уровне результаты исследования показывают, что между выборкой компульсивных «транжир» и выборкой «нормальных» потребителей, имеются существенные различия по пяти или шести параметрам установок и убеждений, касающихся денег. По сравнению с «нормальными» потребителями компульсивные «транжиры» были более склонны придавать преувеличенное значение деньгам как средству решения проблем и были склонны использовать деньги для социальных сравнений. Кроме того, компульсивные «транжиры» чаще сообщали о том, что испытывают потребность тратить деньги, чтобы продемонстрировать свой статус и власть. Линн, изучая национальные различия в установках жителей 43 стран по отношению к деньгам, обнаружил значимые отрицательные корреляции между оценкой значения денег и средним доходом на душу населения, т. е. жители более богатых стран придавали деньгам меньшее значение. По сравнению с женщинами, мужчины приписывали деньгам большую ценность, что можно объяснить тем, что мужчины более склонны к соперничеству. У всех наций обнаружена тесная корреляция между ценностью денег и склонностью к соперничеству.

Исследования подтверждают тот факт, что чувство вины, связанное с деньгами, может вызывать психологический дискомфорт — человек чувствует себя нечестным, несчастливым, испытывает ненависть к самому себе. Гольдберг и Льюис считают, что связанное с деньгами чувство вины может быть причиной психосоматических недомоганий и депрессивных состояний. В практике психоаналитиков встречаются случаи, когда люди, воспитанные согласно принципам пуританской этики, боятся богатства. Основой страха потери ощущения контроля является страх перед тем, что деньги могут управлять человеком, диктовать ему, с кем дружить, а кого избегать, могут ограничивать социальную активность. Пуританская этика придает большое значение ограничениям и бережливому отношению к деньгам, а также проповедует эмоциональную сдержанность. Когда много денег, человек не видит причин в чем-либо ограничивать себя и забывает о необходимости духовной составляющей.

Внезапно разбогатевшие люди не могут распорядиться своим богатством, потому что им не хватает самодисциплины и опыта обращения с деньгами. Неконтролируемое поведение по наблюдению психологов вызывает тревогу, а вот когда деньги иссякают или исчезают, снова воцаряется порядок и возвращается чувство защищенности. Деньги могут быть связаны не только с чувством вины, но и с ощущением защищенности. Опросы богатых американцев, наживших свое состояние собственным трудом, показали, что многие пережили тяжелые лишения в детстве, приняв на себя обязанности взрослого, они рано перестали зависеть от родителей, поэтому их стремление к накоплению больших денег может быть обусловлено поиском эмоциональной, а не физической защищенности.

Теория объектных отношений алчное отношение к деньгам связывает с принадлежностью к оральному типу личности. Человек жадно «поглощающий» деньги, мало заботящийся о соблюдении социального этикета, реагирует на деньги, как голодный — на пищу. Причиной такого поведения являются испытанные в детстве лишения. Форман утверждает, что невроз, связанный с деньгами, является самым распространенным, обусловленным неразрешенным конфликтом, связанным со страхом и тревогой, которые могут быть непосредственной причиной дезадаптативного, саморазрушительного и иррационального поведения. За деньги невозможно купить любовь и привязанность, внутренний покой, высокую самооценку или удовлетворенность. «Деньги не равны любви». Форман, рассматривая неврозы, связанные с повседневными делами финансового и экономического характера, такими как уплата налогов, экономия денег, платежи по страховке, составление завещания, использование кредитных карточек, говорит о разнообразных «денежных комплексах».

Танг и Гилберт проделали большую эмпирическую работу, построив так называемую Шкалу денежной этики (Money Ethic Scale — MES). Танг и Гилберт обнаружили, что внутренняя удовлетворенность работой связана с представлением о деньгах как о символе свободы и власти, в то время как внешняя удовлетворенность работой коррелирует с убежденностью в том, что деньги не являются злом. Сотрудники с низкими уровнями организационного стресса склонны верить, что деньги являются несомненным благом. Кроме того, респонденты, заявившие, что они тщательно планируют свой бюджет, как правило, принадлежали к старшей возрастной группе, имели более низкие доходы, более высокую самооценку и низкий уровень организационного стресса. Люди, соглашающиеся с нормами трудовой этики, были склонны считать деньги отражением достижения и бебезусловным благом. Люди, придающие большое значение деньгам, обычно испытывают большую неудовлетворенность, обусловленную воспринимаемым дисбалансом между реальной зарплатой и ожиданиями.

Таким образом, следует отметить, что литература и экспериментальные исследования на тему психологии денег и связанного с ними поведения, без сомнения, указывают на то, что на отношение к деньгам оказывают влияние культурные, социальные и ситуационные факторы. Кроме того, поведение личности детерминировано не только внешними механизмами ценности, убеждения, установки, но и внутренними, личностными (особенно клинико-психологическими) чертами.

Следите за нами:

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о