Классификации субъектов малого предпринимательства в рамках банковского кредитования

В отечественном законодательстве нет трактовки понятия «малый бизнес». Наряду с ним вводится в 209-ФЗ определение субъектов малого и сред-него предпринимательства как «зарегистрированные в соответствии с законодательством РФ и хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели», отвечающие группе условий. При дальнейшей классификации федеральный закон разделяет малое и среднее предпринимательство, но при разделении по численности работников законодатели подменяют коммерческие организации на предприятия, что является не совместимым с изначальным определением.

Это же подтверждается Гражданским Кодексом (глава 4, ст.48) при вводе в оборот определения юридического лица, определяемого как «организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде».

В научной литературе преимущественно используется определение «малого бизнеса», чем малого предпринимательства. Для целей разграничения определений будем использовать трактовку «малый бизнес» как коммерческую организацию, отвечающую законодательно регламентированным критериям, закрепленным в нормативных документах. Такое определение является более емким как для формирования направлений государственной поддержки в отношении субъектов малого предпринимательства, так и для кредитных организаций, которые могут варьировать и устанавливать дополнительные собственные критерии при работе с такими клиентами.

В России до настоящего времени не установлены предельные значения одного показателя, определяющего возможность отнесения субъекта хозяйственных отношений к малому или среднему предпринимательству, – балансовой стоимости чистых активов. В связи с этим существует неопределенность по поводу соблюдения этого требования.

Кроме того, российские банки зачастую прибегают к более детальной градации предельных значений выручки организаций, необходимых для анализа финансового состояния. Примером может служить ниже приведенная сегментация клиентов, относимых к субъектам малого предпринимательства, применяемая в кредитной организации. Среди критериев отнесения клиента к целевому сегменту могут быть как основные, так и дополнительные показатели. В качестве основного банки ориентируются на размер годовой выручки:

1) микро бизнес – до 60 млн. рублей (при этом здесь могут быть выделены такие группы клиентов, как «Предпринимательство» (с годовой выручкой до 2 млн. руб.) и «Микро» (от 2 млн. руб. до 60 млн. руб.));

2) малый бизнес – годовая выручка организации 60-400 млн. руб. (но также могут быть выделены подсегменты).

Дополнительными критериями при рассмотрении кредитной заявки и отнесении организации к целевому клиентскому сегменту могут служить:

1) кредитовый оборот по расчетным счетам клиента;

2) объем ссудной задолженности;

3) отнесение клиента к группе связанных лиц (заемщиков). В данном случае кредитная организация будет определять сегмент исходя из данных о выручке группы в целом.

Кредитные организации, помимо вышеприведенной классификации, учитывают отрасль, в которой осуществляет свою деятельность клиент, и при рассмотрении кредитной заявки устанавливают минимальные пороги вплоть до возраста заемщика, если это индивидуальный предприниматель, что существенно усложняет как процесс кредитования, так и создает разночтения с отечественным законодательством и общепринятым представлением о сегменте микро и малого бизнеса.

В этом случае, необходимо устранять пробелы в нормативных документах и принять во внимание зарубежный опыт стандартов Администрации по делам малого бизнеса США в части классификации малых и средних предприятий по отраслям с установлением минимальных и максимальных порогов выручки от реализации продукции в целях унификации трактовки понятия «малый бизнес» и одновременно учета специфики деятельности каждого субъекта предпринимательства, особенно в рамках отдельных регионов страны.

 

Автор: КОСТЫКОВА М.Ю.
Следите за нами:

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о