Основы управления личным временем. Тайм- менеджмент

Обычно, когда речь заходит о таком понятии, как тайм-менеджмент, первыми ассоциациями становятся «собственное умение распределять временем», «личное воспитание», «требовательность к самоорганизации» и тому подобное. И это, конечно, справедливо. Однако возможно построить следующую логическую цепочку: тайм-менеджмент как основополагающая методика не только повседневной, но и трудовой части жизни является очевидным ключом к достижению успеха в любом из принципов менеджмента качества. Напомним принципы менеджмента качества в соответствии с ИСО 9001 в порядке их очередности: ориентация на потребителя; лидерство руководителей; взаимовыгодные отношения с поставщиками; процессный подход; системный подход; вовлеченность персонала; принятие решений, основанных на фактах; постоянное улучшение.

Как известно, восемь принципов менеджмента качества – суть главная и неотъемлемая часть стандартов серии ИСО 9001 версии 2008 года, необходимая для анализа со стороны руководства и выполнения предупреждающих действий. Эти принципы не только создают основу для различных положений этих стандартов, но, что более важно, создают высшему руководству фундамент для внедрения образцовой практики управления с целью поддержания системы менеджмента организации. Разумеется, искомое преимущество достигается исключительно при рассмотрении вышеупомянутых принципов как совокупности возможностей, которую высшее руководство может использовать и развивать для пользы организации.

Что касается тайм-менеджмента, он является достаточно популярной и изученной категорией в области знаний. (Хотя стоит отметить, что наукой качественного и продуктивного расходования времени владеют далеко не все.) Можно сказать, что он зародился как разумное решение различных вопросов наемных рабочих отношений. Всегда перед рабочими ставили задания и сроки их выполнения, и во все времена работникам приходилось размышлять над действиями, которые необходимо предпринять, чтобы сделать и как лучше поступить для исполнения работы в указанный срок. Сам процесс организации труда и достижения личной эффективности мог называться по-разному. Так, во времена Советского Союза существовали такие понятия, как «научная организация труда (НОТ)», нормативы и прочее. Также можно назвать «советским тайм-менеджментом» планы и «пятилетки».

А еще раньше, два тысячелетия назад, древнеримский мыслитель Сенека в письмах к Луцилию писал: «…наибольшую часть жизни тратим мы на дурные дела, немалую – на безделье, и всю жизнь – не на те дела, что нужно…»; «…не упускай ни часу. Удержишь в руках сегодняшний день – меньше будешь зависеть от завтрашнего»; «проводи время только с теми, кто сделает тебя лучше, допускай к себе только тех, кого ты сам можешь сделать лучше», рассуждал о бесполезном времени и, напротив, потраченном с пользой.

Сенека также стал вести постоянный учет времени в письменном виде. Мыслитель говорил, что, проживая определенный период времени, необходимо оценивать его с точки зрения заполненности. Позже эти идеи легли в основу понятия «личная эффективность».

Отметим, что возникновение тайм-менеджмента как систематизированной науки можно отнести ко второй половине XX века, когда в западном мире стремительно ускорился темп жизни в связи с развитием бизнеса. Традиционный перевод этого определения с английского языка – «управление временем». Хотя, по сути, можно с уверенностью сказать, что тайм-менеджмент – это управление собой во времени.

Наиболее емким и простым можно назвать следующее определение: тайм-менеджмент – это учет, распределение и оперативное планирование личных ресурсов времени и повышение эффекта от его использования.

С чего необходимо начать? С создания персональной системы контроля над расходами времени. Для этого необходимо изучить некоторые общие приемы, без которых грамотное управление своим временем будет невозможным: письменная фиксация целей, дробление больших задач и планирование дня (по некоторым наблюдениям, заранее составленный список заданий и действий увеличивает продуктивность любого вида деятельности на 25 %); по мнению классика российского тайм- менеджмента Глеба Архангельского, 40 % времени необходимо оставить на случай возникновения форс-мажоров). В процессе могут быть выявлены так называемые хронофаги – полглотители времени – неэффективно организованные процессы деятельности, которые ведут к потере времени.  Они могут быть офисными («рабочие» хронофаги), личными и независящими от нас (внешние обстоятельства), а также одушевленными и неодушевленными.

Для определения хронофагов существует несколько подходов:

  1. Субъективные.

а) эмоциональный. Во время выполнения определенного действия возникает желание сократить время на его выполнение. Примерами могут быть ощущения томления, когда приходится стоять в пробке, ожидать своей очереди;

б) ценностный. Но хронофаги могут быть и достаточно увлекательными. Чтобы определить, является ли занятие поглотителем, необходимо ответить на вопрос: «Зачем?». Какой результат хотите получить? Какие цели можно достигнуть, выполняя это действие, почему оно необходимо именно сейчас?

  1. Объективные.

а) «авральный». Когда деятельность отдела, компании или отдельного сотрудника проходит в режиме постоянных авралов, цейтнота, выполнения работ «в последнюю ночь», такой стиль работы является явным признаком наличия поглотителей времени;

б) анализ данных хронометража. Самый точный способ выявления хронофагов, который применим и в индивидуальной, и в командной работе, а также в рамках корпоративной организации времени.

Для сокращения потерь времени можно использовать следующие способы: укрупнение блоков работы; нормирование расходов времени на «текучку»; грамотное распределение рабочей нагрузки; использование принципа «вторичной выгоды»; применение коэффициента «полезности действия»; разработка и внедрение командных договоренностей в плане организации рабочего времени.

Однако при составлении плана следует учитывать неоднородность времени: среди жесткого и линейного «хроноса» всегда находится благоприятный момент для совершения какой-либо задачи – «кайрос».

Для повышения гибкости реагирования можно использовать следующие инструменты контекстного планирования: стикеры, закладки для гибких задач, ежедневник, Outlook, доски контекстного планирования. Другой важный аспект – приоритетность. Самым простым методом можно назвать матрицу 34-го президента США, Дуайта Эйзенхауэра (деление всех задач на квартет категорий):

А – важные и срочные («горящий» проект, неотложные дела, критические ситуации, форс-мажоры, «авралы»);

Б – важные и не срочные (подготовка отчета, который сдавать еще не скоро, подготовка к участию в ярмарке вакансий через три месяца, планирование долгосрочных целей и др.);

В – не важные, но срочные (телефонные звонки, внезапные посетители, мелкие дела, рутина, насильно делегированные полномочия и т.д.);

Г – не важные и не срочные (поглотители времени: мелочи, отнимающие время). Консультанты компании «Организация времени» советуют заносить в дневной список задач не более 9, поскольку при большем количестве есть вероятность отдать время неприоритетной задаче; попутно можно использовать метод попарного сравнения: начиная с конца списка, из двух задач выбирать более важную.

Следующий способ – критериальная оценка: выписать 3-4 критерия и сверить с ними все текущие и неожиданные задачи.

Метод «Трех вопросов», которым пользуются в компании Г. Архангельского:

а) клиентская ли это задача? Если она исходит из клиента, ставим плюсик;

б) связаны ли с этой задачей заметные деньги? Если да, ставим плюсик;

в) связана ли с этим бесперебойная работа бизнеса, то есть арендная плата, налоговая отчетность и так далее?

Одновременно следует помнить несколько простых советов:

  1. Немедленно «съесть лягушку» – Брайан Трейси, успешный бизнес- консультант, сравнивает лягушку с самым неприятным и важным делом. Сделав его без лишних раздумий, можно получить заряд бодрости на целый день.
  2. Вежливое «нет». Здесь важно тренировать чувство такта, чтобы человек понял, что Вы отвергаете не его лично, а задачу.
  3. Следите за хронофагами и составьте рейтинг занятий, которые не приносят пользы (например, обсуждение новостей с коллегами, бесцельное переключение каналов телевизора или чтение рекламных листовок и газет).
  4. Не забывайте про корзину для мусора: вовремя выбрасывайте ненужные бумаги, пусть чистый стол будет Вашей хорошей привычкой.
  5. Сохраняйте равновесие: семья и отдых не должны быть на последнем месте.
  6. Сравнивайте то, что запланировали, с полученным результатом: по возможности используйте не только корректирующие, но и предупреждающие действия.
  7. Доводите дело до конца, периодически себя поощряйте.

Для развития чувства времени можно воспользоваться следующими упражнениями:

  1. Калибровка. Перед тем как выполнить какую-либо задачу, подумайте, какое точное количество времени потребуется на ее исполнение; после сравните фактически затраченное время с прогнозируемым. В идеале расхождение между ними должно быть не больше 1-3 минут. Первые результаты появятся уже после трех-четырех дней постоянного выполнения этого упражнения на развитие чувства времени, а через несколько недель вы научитесь планировать все дела с максимальной точностью.
  2. «Хронометраж». Отмечайте в блокноте время, затрачиваемое на выполнение определенной работы, анализируйте, можно ли его сократить.
  3. «Оценка периодов». Перед тем как посмотреть на часы, старайтесь угадать время сами.

Существуют и другие методики. Важно не откладывать «в долгий ящик», действовать и совершенствоваться.

Рассмотрев основные положения «тайм-менеджмента», приходим к выводу, что эта наука помогает не просто успевать сделать то, что запланировано, а делать это без нервозности и суеты, то есть более качественно.

Авторы: БЕЛОУСОВА М.А., ПОНОМАРЁВ С.В.

Следите за нами:

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о