Повышение квалификации сотрудников как фактор конкурентоспособности предприятия

В современных условиях знания являются одним из главных факторов конкурентоспособности предприятия. Уровень профессиональной квалификации персонала при выполнении ими работы имеет огромное значение. От того, насколько качественно персонал выполняют свою работу, зависит качество выпускаемой продукции или услуг. Обучение сотрудников в данном случае является главным инструментом повышения конкурентоспособности, что в свою очередь ведет к увеличению уровня удовлетворенности потребителей.

Важное место в системе управления персоналом на предприятии занимает повышение квалификации. Систематическое повышение общего уровня профессиональной подготовки сотрудников или их квалификации в рамках выполнения конкретной работы связано с совершенствованием деятельности предприятия, прогрессом в области науки и техники и последующим внедрением инновационных технологий в производство. Заинтересованность этим вопросом проявляется и со стороны руководства, и со стороны самих сотрудников. Это объясняется тем, что требования к качественному выполнению работы ужесточаются изо дня в день.

Значение системы повышения квалификации для самой организации:

— поддержка высокого уровня конкурентоспособности по причине повышения качества и производительности труда;

— внедрение новых направлений деятельности предприятия;

— снижение уровня текучести кадров;

— поддержка и распространение среди работников ценностей и приоритетов организационной культуры.

Для отдельного сотрудника процесс повышения квалификации имеет следующие преимущества: гарантия сохранения рабочего места, возможность профессионального роста, конкурентоспособность на рынке труда и увеличение доходов. Помимо всего, у человека улучшаются способности к анализу, обобщению различной информации и процессов, принятию решений, приобретаются новые знания, умения и навыки, необходимые для выполнения конкретной работы.

Однако, на сегодняшний день на современных предприятиях существует ряд проблем, связанных с системой обучения сотрудников. Во-первых, зачастую уровень качества профессиональной подготовки сотрудников не соответствует требованиям, которые предъявляет к ним руководство. Во-вторых, разработанные учебные планы и программы по повышению квалификации сотрудников редко соответствуют требованиям предприятия, а также часто не учитывают уровень развития инновационных технологий. В-третьих, выделяется недостаточное финансирование на обучение сотрудников. В-четвертых, предприятия используют неэффективные системы мотивации, что в свою очередь ведет к незаинтересованности сотрудников в своем профессиональном развитии. Также одной из серьезных проблем является отсутствие на предприятиях систем непрерывного образования сотрудников. В случаях, когда человеческий ресурс рассматривается в качестве главного в достижении успеха предприятия становитсяпонятным, что создание системы корпоративных знаний, а также учебных отделов и центров является одной из главных задач руководителей современного предприятия.

Основным этапом в менеджменте развития профессионального уровня сотрудников является определение в необходимости их обучения. Этот процесс осуществляется в установке несоответствий между теми знаниями и умениями, которые предъявляет руководство к своим сотрудникам и теми знаниями и

умениями, которые они имеют на данный момент.

Деятельность предприятия, направленная на развитие сотрудников, представлена различными формами обучения. Во-первых, обучение сотрудников проводится прямо на предприятии соответствующими специалистами (внутреннее обучение). Во внешнем обучении задача руководства предприятия заключается в определении требований к количеству и направлению обучения, которые отражаются в договорах (либо заявках) на подготовку. Более того, предприятием поощряется самообразование сотрудников различными видами стимулов.

Цель обучения и переподготовки сотрудников на предприятии должна быть направлена на осуществление идеи непрерывного образования. Поскольку оно позволит обновлять знания и навыки сотрудников с учетом развития многих аспектов внешней среды, применять эффективные и оптимизированные под производство формы и методы обучения сотрудников всех уровней.

Таким образом, становится понятным то, что человек является главным ресурсом организации. Руководству предприятий необходимо направлять свои усилия и инвестиции на развитие уровня профессиональных знаний сотрудников, их навыков и умений, что позволит предприятию получить конкурентные преимущества перед остальными.

С целью решения проблем, существующих на современных предприятиях и совершенствования работы системы по обучению сотрудников, на наш взгляд, следует обратить внимание на следующие рекомендации:

— разрабатывать учебные планы и программы для повышения квалификации с учетом требований современных предприятий;

— разрабатывать учебные планы и программы по профессиональному обучению с учетом уровня развития инновационных технологий;

— проводить мониторинг качества профессиональной подготовки сотрудников;

— совершенствовать существующие системы мотивации сотрудников с целью их профессионального развития;

— с целью реализации планов по повышению квалификации выделять достаточное финансовое обеспечение;

— разработать и внедрить на предприятие систему непрерывного образования сотрудников;

— использовать различные формы повышения квалификации сотрудников.

 

Авторы: Р.И. Мусина, З.З. Борисова

Следите за нами:

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о