Технология scrum в управлении персоналом

Сегодня возрастает интерес руководителей к проектному управлению во всех сферах экономической и управленческой деятельности, то разрабатываются все новые методы управления проектными группами. Основа эффективного управления проектом – это сильная команда. Успех команды, в свою очередь, зависит от четкого и грамотного распределения ролей. Очень важно формировать команду только из тех, кто желает постоянно развиваться, необходимо создавать им условия для развития и саморазвития.

За все время существования проектного управления было создано не мало эффективных технологий. Одними из самых популярных и эффективных являются такие как agile, scrum, kanban, lean, six sigma, PRINCE2.

Главной целью agile является быстрая разработка качественных программ. Выпуск готового продукта должен занимать от двух недель до двух месяцев. Разработчики, заказчики и пользователи трудятся над проектом вместе. Постоянное взаимодействие с клиентом позволяет вносить изменения в продукт на любом этапе разработки. Бумажная работа сводится к минимуму. Все вопросы решаются при личном общении. Существует множество инструментов, базирующихся на идеях agile, самые популярные из которых scrum и kanban.

Scrum – это «подход структуры». Над каждым проектом работает универсальная команда специалистов, к которой присоединяется еще два человека: владелец продукта и scrum-мастер. Владелец продукта соединяет команду с заказчиком и следит за реализацией проекта, он не формальный руководитель команды, а скорее куратор.

Scrum-мастер помогает владельцу продукта организовать бизнес-процесс: проводит общие собрания, решает возникающие проблемы, мотивирует команду и следит за соблюдением scrum-подхода. Scrum-подход предполагает деление рабочего процесса на равные спринты – обычно это периоды от недели до месяца, в зависимости от проекта и команды. Перед спринтом формулируются задачи на данный спринт, в конце обсуждаются результаты, далее команда начинает новый спринт. Спринт – это одна итерация (фаза) проекта. Как правило он длится 30 дней. В конце каждого спринта команда должна получить рабочую версию продукта, которую уже можно демонстрировать заказчику. Спринты очень удобно сравнивать между собой, что позволяет повышать эффективность работы.

Технология scrum предназначена для эффективного управления командой проекта в условиях высокой неопределенности с гарантией предоставления работающего продукта заказчику. Главной характеристикой данного подхода является ее гибкость и ориентированность на клиента, так как клиент принимает непосредственное участие в процессе работы.

Первоначально scrum был рассчитан на разработку IT-проектов, сегодня он применяется и в других областях, при этом он ориентируется на сам процесс разработки, а также он может как дополнить собой любой другой управленческий процесс, так и выступать в качестве самостоятельного. Для успешного применения на практике scrum-управления, необходимо разобраться в его концепции.

Технология scrum состоит из трех основополагающих частей: роли, практики и документы (артефакты). Каждая роль несет в себе определенные обязанности и ответственность за их выполнение. Каждая практика связана с выполнением определенных задач в один спринт. Рассмотрим каждую часть отдельно. Всего в scrum существует три роли:

— владелец продукта (Product Owner);

— scrum-мастер (Scrum Master);

— команда разработчиков (Delivery Team).

За разработку продукта отвечает владелец продукта. Как правило, это либо официальный представитель, либо доверенное лицо заказчика. Он же может представлять рынок, на котором продукт будет реализовываться. В обязательном порядке владелец продукта должен составлять бизнес-план, в котором отражается ожидаемая доходность, и план развития. На основе данной информации, разрабатывает список требований, которые также рассортированные по значимости. Владельца продукта можно назвать центром принятия окончательных решений для проектной команды. В круг его основных обязанностей входят:

— формирование видения продукта;

— управление ожиданиями заказчика (и других заинтересованных лиц);

— координация и приоритизация бэклога (журнала) продукта;

— предоставление команде понятных и тестируемых требований;

— взаимодействие с командой проекта и заказчиком;

— прием и оценка результата работы в конце каждой итерации.

Scrum-мастер – это самый важный человек во всем процессе. От этого человека зависит инициативность и самостоятельность всех остальных членов команды, атмосфера в коллективе и итоги работы вообще. Scrum-мастером должен быть один из участников команды, и чтобы он тоже был задействован в процессе разработки. От него зависит своевременное решение задач, поддержание необходимых технических scrum-практик, которые будут использоваться в разработке проекта.

Scrum-мастер обязан обеспечивать максимальную работоспособность и продуктивность команды, четкое взаимодействие всех участников проекта, устранять проблемы, останавливающие работу, ограждать команду от любых внешних воздействий в течение каждой итерации, обеспечивать следование рабочему процессу. В число обязанностей scrum-мастера входят:

— создание доверительной атмосферы;

— участие в общих встречах и обеспечение успешной коммуникации участников;

— устранение препятствий в работе;

— обозначение проблем и открытых вопросов;

— обеспечение соблюдения практик процесса.

Команда разработчиков – это группа, состоящая из 5-9 инициативных и самостоятельных людей. Ее основная задача состоит в постановке реально достижимой, прогнозируемой, интересной и значимой цели для каждой итерации. Следующая задача состоит в достижении поставленной цели в указанные сроки и в надлежащем качестве. Цель итерации можно считать достигнутой только тогда, когда реализованы все поставленные задачи, протестирован рабочий вариант продукта, установлены и устранены все дефекты.

Каждый член команды разработчиков должен уметь планировать, работать в команде, систематически анализировать качество своего взаимодействия и работы, оценивать и улучшать его. В перечень обязанностей команды разработчиков входят:

— оценка элементов бэклога продукта;

— разработка продукта и предоставление его заказчику;

— отслеживание своего прогресса;

— предоставление результата владельцу продукта.

Как и ролей, практик в scrum-управлении командой проекта существует три: ежедневные scrum-встречи (Daily Scrum Meeting), встречи по обзору спринта (Sprint Review Meeting), аварийная остановка спринта (Sprint Abnormal Termination). Все эти практики связаны со спринтом.

Подготовка к спринту начинается после подготовки владельцем продукта плана проекта, определения требований и их сортировке для одной итерации. Данный список и называют бэклогом (или журналом) продукта. Спринт всегда начинается с разработки владельцем, scrum-мастером и командой разработчиков плана развития продукта, плана релизов и требований. Команда разработчиков определяет оценки требований, затем определяется объем работ, который может быть успешно выполнен за один спринт. Необходимо учитывать численности команды, доступного времени и производительность. Важно, чтобы команда разработчиков внимательно изучала журнал продукта и выбирала требования, первые по приоритету.

После того, как команда будет готова к реализации выбранных требований, scrum-мастер планирует спринт. Далее команда делит выбранные требования на задачи, которые нужно реализовать для успешного окончания спринта. На этот этап (разделение на задачи) не должно уходить более 4 часов, а в итоге получается перечень разбитых на задачи требований (журнал спринта). Все участники команды разработчиков в обязательном порядке должны взять на себя ответственность по достижению поставленной цели, поэтому объем работы спринта должен быть фиксированным. Журнал спринта может изменить только команда.

Ежедневные встречи проходят по утрам перед началом работы. Они нужны, чтобы каждый член команды знал, кто и конкретно чем занимается в текущем проекте. Продолжительность таких встреч составляет 15 минут. В процессе участники просто делятся информацией. Если есть вопросы, требующие разрешения, они выносятся за пределы встречи.

Проводит ежедневные встречи scrum-мастер. Поочередно каждому участнику он задает следующие вопросы:

— что ты сделал вчера?

— что ты сделаешь сегодня?

— с какими проблемами ты столкнулся?

Все открытые вопросы scrum-мастер заносит в список «Пункты действий». Участвовать в ежедневных встречах может любое заинтересованное лицо, все решения принимаются только членами команды разработчиков.

По завершению каждого спринта проводится демонстрационная встреча, на которой происходит обзор спринта, продолжительностью не более 4 часов. В начале команда разработчиков демонстрирует владельцу продукта рабочую версию. Владелец продукта может пригласить на встречу всех заинтересованных людей, также он оценивает какие требования из журнала спринта выполнены, обсуждает результаты с командой и заказчиком, и вместе с ними планирует задачи для выполнения в новом спринте. Затем scrum-мастер вместе с остальными участниками анализирует прошедший спринт. Команда разработчиков анализирует эффективные и неэффективные методы совместной работы, делает выводы и принимает решения, которые улучшат дальнейшую работу. В конце встречи подводятся итоги, планируется следующий спринт. По окончанию второго спринта, проводится новая демонстрационная встреча, и так по кругу вплоть до полного завершения scrum-проекта.

Аварийная остановка спринта производится только в особых случаях. Команда вправе остановить спринт до наступления крайнего срока завершения спринт (дедлайна), если осознает, что добиться поставленных в этом спринте результатов не получается. Спринт может остановить владелец продукта в случае, когда необходимости в достижении цели спринта больше нет. Если спринт остановлен, все участники проекта собираются на общей встрече, обсуждают причины остановки и дальнейшие действия. После планируется второй спринт.

Кроме ролей и практик в scrum-управлении проектами существуют еще и важные документы, еще называемые артефактами. В scrum-проекте есть три основных артефакта (документа): журнал продукта (Product Backlog), журнал спринта (Sprint Backlog), график спринта (Burndown Chart). У каждого из них есть свои особенности.

В самом начале проекта готовится журнал продукта. Это перечень требований, отсортированных по значимости. Его составляет владелец продукта, команда разработчиков дополняет его, включая оценки стоимости реализации каждого требования. Журнал продукта включает в себя технические и функциональные требования, необходимые для его разработки. Данные требования располагают по приоритетности, а самые приоритетные детально прописываются, так команда получает возможности их оценки и тестирования. Своевременно подготовленная детализация проекта, предоставленная в нужное время и в полном объеме – это задача владельца продукта.

Журнал спринта отражает функции, которые разбиты на задачи. Разделение на задачи делается таким образом, чтобы на выполнение одной задачи не уходило более двух дней. Благодаря качественной разбивке функций на задачи спринт может быть спланирован таким образом, чтобы была достигнута цель итерации. По окончанию детализации, дается оценка журналу спринта, и эта оценка сопоставляется с первичной оценкой журнала продукта. При выявлении существенных расхождений команда разработчиков вместе с владельцем продукта устанавливает объем работ, которые необходимо выполнить в течение конкретного спринта, а также объем, который можно перенести на следующую итерацию. Незначительные задачи, которые не оказывают особого влияния на достижение цели итерации из журнала спринта исключаются.

График спринта отображает ежедневные изменения общего объема работы, который остался до завершения спринта. С помощью него команда анализирует текущую ситуацию и вовремя реагирует на изменения, а также владелец продукта может отслеживать прогресс итерации. Ему очень легко установить: если объем работы не становится меньше с каждым днем, значит, в процессе есть какие-то отклонения и срочно нужно корректировать действия команды.

Таким образом, технологию scrum можно применять в различных видах деятельности, где требуется коллективная работа, поэтому ее взяли на вооружение многие компании из разных отраслей.

Scrum использует командный подход в управлении проектами, это реализуются через набор особых ролей, правил, процессов и инструментов, благодаря которым команды производят продукты в несколько раз быстрее. Она состоит из владельца продукта, scrum-мастера и команды разработчиков. Команда сама выбирает, как лучше выполнить работу и не ждет указаний от других, она имеет необходимые навыки, чтобы выполнять работу. Командная модель scrum создана для оптимизации гибкости, креативности и продуктивности. С помощью данной инновационной технологии повышается эффективность управления персоналом, а следовательно, достигается устойчивое развитие и конкурентоспособность предприятия.

Следите за нами:

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о