Управление кредитным потребительским кооперативом в современных условиях

Кредитный потребительский кооператив представляет собой согласно положениям п. 1 ст. 123.2 Гражданского кодекса Российской Федерации основанное на членстве добровольное объединение граждан или граждан и юридических лиц в целях удовлетворения их материальных и иных потребностей, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.

Кроме того, кредитный потребительский кооператив является некредитной финансовой организацией в соответствии с положениями ст. 76.1 Федерального закона № 86-ФЗ от 10.07.2002 года «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» .

Основным видом деятельности кредитного потребительского кооператива является оказание финансовой взаимопомощи своим членам (п. 1 ст. 3 Федеральный закон № 190-ФЗ от 18.07.2009 года «О кредитной кооперации»), которое осуществляется по двум основным направлениям:

— объединение паенакоплений и привлечение денежных средств от пайщиков (привлечение личных сбережений);

— предоставление займов членам кредитного потребительского кооператива.

В связи с тем, что кредитные потребительские кооперативы, привлекают денежные средства населения, на руководство кооператива возлагается огромная ответственность за сохранность привлеченных средств, а также за их преумножение.

Основные положения управления кредитным потребительским кооперативом установлены в Федеральном законе № 190-ФЗ от 18.07.2009 г. «О кредитной кооперации» . А так же, согласно положениям пп. 6 п. 1 ст. 8 Закона № 190-ФЗ учредительным документом (уставом) кредитного кооператива должны быть установлены:

— структура органов управления кооператива;

— количественный состав органов управления;

— порядок создания и срок полномочий кредитного потребительского кооператива;

— компетенция органов кредитного кооператива, порядок принятия ими решений;

— порядок обжалования решений органов кредитного кооператива.

Согласно положениям главы 4 Закона № 190-ФЗ к органам управления кредитного потребительского кооператива относятся:

— общее собрание пайщиков;

— единоличный исполнительный орган;

— контрольно-ревизионный орган кооператива;

— комитет по займам;

— иные органы, предусмотренные действующим законодательством, уставом кооператива, а также иными локальными документами кредитного потребительского кооператива.

В соответствии с п. 2 ст. 15 Закона № 190-ФЗ структура, порядок создания и деятельности органов кредитного кооператива, их полномочия помимо устава кооператива устанавливаются также внутренними нормативными документами кредитного кооператива. Как правило, таким внутренними документом кооператива является Положение об органах, которое утверждается общим собранием членов кредитного потребительского кооператива. Также в кооперативе могут быть разработаны и утверждены иные локальные документы конкретизирующие и дополняющие нормы, определенные уставом и Положением об органах.

Несмотря на это, основные положения об органах управления кредитного потребительского кооператива определены Законом № 190-ФЗ.

Высшим органом управления кредитного потребительского кооператива является общее собрание его членов (пайщиков).

К исключительной компетенции общего собрания пайщиков согласно п. 3 ст. 17 Закона № 190-ФЗ относятся достаточно широкий спектр вопросов деятельности кооператива, в частности:

1) утверждение устава кредитного кооператива, внесение изменений и дополнений в устав кредитного кооператива или утверждение устава кредитного кооператива в новой редакции;

2) утверждение внутренних нормативных документов кредитного кооператива;

3) утверждение сметы доходов и расходов на содержание кредитного кооператива и отчета о ее исполнении;

4) принятие решения о реорганизации или ликвидации кредитного кооператива;

5) избрание, переизбрание, досрочное прекращение полномочий правления кредитного кооператива, контрольно-ревизионного органа (наблюдательного совета кредитного кооператива, ревизионной комиссии, ревизора) кредитного кооператива, комитета по займам кредитного кооператива, а также рассмотрение отчетов об их деятельности;

6) отмена решений органов кредитного кооператива в отношении члена кредитного кооператива (пайщика) в случае обжалования таких решений общему собранию членов кредитного кооператива (пайщиков) в порядке, предусмотренном уставом кредитного кооператива;

7) утверждение годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности кредитного кооператива;

8) иные вопросы, отнесенные действующим законодательством и уставом кредитного кооператива к исключительной компетенции общего собрания членов кредитного кооператива (пайщиков).

Следует так же отметить, что общее собрание пайщиков кооператива правомочно рассмотреть любой вопрос, связанный с деятельностью кооператива.

Согласно положениям п. 1 ст. 18 Закона № 190-ФЗ общие собрания пайщиков кооператива могут мыть очередными и внеочередными.

Очередные общие собрания проводятся в кооперативе в обязательном порядке в определенные уставом кредитного потребительского кооператива сроки. Одно из очередных общих собраний года проводится не позднее чем через шесть месяцев после окончания финансового года (п. 2 ст. 18 Закона № 190-ФЗ).

Внеочередное общее собрание пайщиков может быть созвано по инициативе какого-либо органа управления кооперативом или по требованию не менее одной трети общего количества пайщиков. Порядок созыва внеочередного общего собрания, а также принятие и оспаривание принятого в отношении предъявленного требования о проведении внеочередного общего собрания установлен ст. 18 Закона № 190-ФЗ.

Положениями ст. 18 Закона № 190-ФЗ также определен порядок уведомления пайщиков о проведении общего собрания и требования, предъявляемые к форме и содержанию уведомления членов кооператива независимо от вида общего собрания.

Общее собрание членов кредитного потребительского кооператива может проводиться в следующих формах:

— собрание (очное собрание, личное присутствие);

— заочное голосование;

— собрание уполномоченных.

Действующим законодательством определен порядок проведения общего собрания пайщиков в каждой форме.

Наибольшее количество вопросов вызывает порядок проведения общего собрания пайщиков в форме собрания уполномоченных.

При проведении общего собрания в указанной форме пайщики имеют право присутствовать на общем собрании, но при проведении голосования по вопросам, вынесенным на собрание право голоса имеют исключительно уполномоченные (избранные представители пайщиков). При этом п. 1 ст. 19 установлено, что один уполномоченный при голосовании имеет один голос. При этом результаты голосования в данном случае будут не всегда корректны ввиду следующих обстоятельств:

  1. уполномоченные избираются до проведения общего собрания (иногда за несколько лет) на собраниях части пайщиков;
  2. пайщики кредитного потребительского кооператива являются достаточно динамичным показателей – в период между избранием уполномоченных и проведением общего собрания граждане и юридические лица вступают в кооператив и остаются незакрепленными за конкретным уполномоченным, а отдельные пайщики, наоборот, могут быть исключены из кооператива по различным основаниям, в связи с чем, численность пайщиков, закрепленных за каждым конкретным уполномоченным может быть существенно уменьшена по сравнению с количеством пайщиков, закрепленных за уполномоченным при его избрании.

Таким образом, на момент проведения общего собрания в кооперативе существуют «незакрепленные голоса» — пайщики, голоса которых не учтены, а также «мертвые души» — исключенные пайщики, голоса которых учитываются при принятии решений, приводя к тому, что голоса различных уполномоченных становятся неравноценными.

Еще одним неразрешенным вопросом при проведении общего собрания в форме собрания уполномоченных является определение кворума, так как общее собрание является правомочным если в нем принимает участие более половины общего количества членов кредитного кооператива (пайщиков) (п. 8 ст. 18 Закона № 190-ФЗ).

Вопрос определения кворума при проведении общего собрания в форме собрания уполномоченных действующим законодательством не урегулирован.

При этом, в связи с ростом численности пайщиков в кредитных потребительских кооперативах такая форма проведения общих собраний как собрание уполномоченных становится все более популярной и экономически целесообразной.

В периоды между общими собраниями пайщиков руководство деятельностью кредитного кооператива осуществляется правлением кооператива, члены которого избираются общим собранием пайщиков из числа членов кредитного кооператива (п. 1 ст. 21 Закона № 190-ФЗ).

Порядок избрания, численный состав и срок полномочий членов правления кооператива должны быть определены уставом кооператива. При этом законодательно ограничен срок полномочий правления кооператива – не более пяти лет.

К компетенции правления кредитного кооператива относятся следующие вопросы:

— прием в члены кредитного кооператива (пайщики) и исключение из членов кредитного кооператива (пайщиков) в соответствии с уставом кредитного кооператива,

— ведение реестра членов кредитного кооператива (пайщиков),

— подготовка общего собрания членов кредитного кооператива (пайщиков), формирование повестки общего собрания членов кредитного кооператива (пайщиков), направление уведомления о его созыве,

— принятие решений об одобрении сделок кредитного кооператива в случаях, предусмотренных законодательством,

— решение иных вопросов, отнесенных к компетенции правления кредитного кооператива действующим законодательством и уставом кооператива.

Правление кредитного кооператива не вправе решать вопросы, отнесенные законодательством и уставом кредитного кооператива к исключительной компетенции общего собрания членов кредитного кооператива (пайщиков). Правление кредитного кооператива возглавляет председатель кредитного кооператива (председатель правления кредитного кооператива), избираемый общим собранием членов кредитного кооператива из числа пайщиков кооператива (п. 2 ст. 21 Закона № 190-ФЗ), который также является единоличным исполнительным органом кредитного кооператива (п. 1 ст. 22 Закона № 190-ФЗ).

Согласно п. 2 ст. 22 Закона № 190-ФЗ уставом кредитного кооператива может быть предусмотрено осуществление полномочий единоличного исполнительного органа кредитного кооператива директором или исполнительным директором кредитного кооператива. В этом случае устав кредитного кооператива должен предусматривать разделение полномочий между председателем (председателем правления) кредитного кооператива и директором (исполнительным директором) кредитного кооператива и порядок осуществления ими своих функций.

В отличие от иных органов управления кредитного потребительского кооператива директор (исполнительный директор) кредитного кооператива может не являться членом кредитного кооператива (пайщиком) (п. 2 ст. 22 Закона № 190-ФЗ).

Председатель правления или директор кредитного кооператива обеспечивает выполнение решений общего собрания членов пайщиков кооператива и правления кредитного кооператива, осуществляет руководство текущей деятельностью кредитного кооператива.

Единоличный исполнительный орган кредитного кооператива без доверенности действует от имени кредитного кооператива, в том числе:

1) представляет его интересы и совершает сделки;

2) выдает доверенности на право представительства от имени кредитного кооператива;

3) издает приказы и распоряжения в пределах своих полномочий.

В соответствии с п. 4 ст. 22 Закона № 190-ФЗ порядок назначения (избрания) на должность, освобождения от должности и полномочия единоличного исполнительного органа кредитного кооператива определяются уставом кредитного кооператива, внутренними нормативными документами кредитного кооператива, а также договором, заключенным между кредитным кооперативом и лицом, осуществляющим функции его единоличного исполнительного органа.

В целях осуществления внутреннего контроля деятельности кооператива, а также органов управления общим собранием пайщиков из числа членов кооператива избирается контрольно-ревизионный орган.

Положениями п. 1 ст. 23 Закона № 190-ФЗ установлено, что контрольно-ревизионным органом может быть один из следующих органов:

— наблюдательный совет;

— ревизионная комиссия;

— ревизор.

Если численность пайщиков кооператива превышает 200, то в обязательном порядке избирается коллегиальный контрольно-ревизионный орган (наблюдательный совет или ревизионная комиссия), в противном случае контрольно-ревизионным органом может являться ревизор, что исходит из норм, установленных п. 1 ст. 23 Закона № 190-ФЗ. Конкретный контрольно-ревизионный орган кооператива определяется его уставом.

Контрольно-ревизионный орган подотчетен исключительно общему собранию (п. 2 ст. 23 Закона № 190-ФЗ).

Права и обязанности контрольно-ревизионного органа определены положениями ст. 23 Закона № 190-ФЗ.

Также, согласно положениям ст. 24 Закона № 190-ФЗ, в кредитном потребительском кооперативе с численностью пайщиков более 1000 в обязательном порядке на общем собрании пайщиков должен быть избран комитет по займам, который являет собой коллегиальный орган, принимающий решения по предоставлению займов членам кредитного потребительского кооператива.

Если в кооперативе численность пайщиков не превышает 1000, то комитет по займам может не избираться, но в этом случае в уставе кредитного кооператива должны быть предусмотрены положения, определяющие орган кредитного кооператива, принимающий решения о предоставлении займов пайщикам (п. 5 ст. 24 Закона № 190-ФЗ).

Особенностью избрания комитета по займам является то, что в его состав могут быть избраны не только пайщики, но и (или) работники кредитного кооператива, не являющиеся членами кредитного кооператива.

В состав правления кредитного кооператива, контрольно-ревизионного органа, на должность единоличного исполнительного органа кредитного кооператива не может избираться или назначаться лицо, имеющее неснятую или непогашенную судимость за преступления в сфере экономики.

Положениями главы 4 Закона № 190-ФЗ определено, что лицо, избранное в один из органов управления кооперативом, не может быть избрано в состав иного органа управления кредитного потребительского кооператива.

Решения органов кредитного кооператива в отношении члена кредитного кооператива (пайщика) могут быть обжалованы на общем собрании кредитного кооператива в порядке, предусмотренном уставом кредитного кооператива, либо оспорены в судебном порядке.

Если по вине правления кредитного кооператива или единоличного исполнительного органа кооператив понес убытки, указанные лица, обязаны возместить кредитному кооперативу эти убытки (п. 6 ст. 21 и п. 5 ст. 22 Закона № 190-ФЗ). Члены правления кредитного кооператива солидарно несут ответственность за убытки, причиненные кредитному кооперативу их виновными действиями (бездействием). В случае, если решение правления кредитного кооператива повлекло возникновение убытков кредитного кооператива, от ответственности за причинение кредитному кооперативу таких убытков освобождаются члены правления кредитного кооператива, голосовавшие против принятого решения или отсутствующие при принятии такого решения, что должно подтверждаться соответствующей записью в протоколе заседания правления кредитного кооператива (п. 7 ст. 21 Закона № 190-ФЗ).

Таким образом, несмотря на достаточно подробное нормативно-правовое регулирование функционирования органов управления кредитного потребительского кооператива, в данном вопросе остаются пробелы и спорные вопросы.

Авторы: ШАНАЗАРОВА Е.В, МЕЛЕДИН С.Н
Следите за нами:

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о