РАЗВИТИЕ МЕХАНИЗМА СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ЛЕСНЫМ КОМПЛЕКСОМ

Стабильно высокий совокупный уровень негативного воздействия на окружающую среду в наиболее населенных регионах страны, с высокой концентрацией промышленных объектов, создает условия устойчивой деградации природных экосистем, снижению их возможности к самовосстановлению, что усугубляется последствиями изменения климата, а также последствиями аварий и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Принятые меры государственного регулирования по внедрению системы нормирования на принципах наилучших доступных технологий потребуют от крупнейших загрязнителей существенной технологической модернизации производств на основе реализации программ повышения медико-экологической эффективности.

Модернизация и техническое переоснащение системы гидрометеорологических наблюдений позволят повысить уровень защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от воздействия опасных природных явлений, изменений климата, обеспечения потребностей в гидрометеорологической и гелиофизической информации, а также информации о состоянии окружающей среды и ее загрязнении, гидрометеорологического обеспечения деятельности Российской Федерации.

Пессимистический сценарий предусматривает значительное сокращение финансирования государственных программ Российской Федерации и федеральных целевых программ, мероприятия которых направлены на обеспечение медико-экологической безопасности Российской Федерации.

При реалистическом сценарии государственные программы Российской Федерации и федеральные целевые программы, мероприятия которых направлены на обеспечение медико-экологической безопасности Российской Федерации, будут обеспечены финансированием с учетом приоритетных мероприятий и повышения эффективности использования средств федерального бюджета.

При оптимистическом сценарии государственные программы Российской Федерации и федеральные целевые программы, мероприятия которых направлены на обеспечение экологической безопасности Российской Федерации, будут выполнены в полном объеме и при необходимости пролонгированы с включением дополнительных мероприятий, сформированных на основе анализа вызовов и угроз экологической безопасности Российской Федерации.

Переход на путь экологически устойчивого развития приведет к снижению как абсолютных, так и удельных показателей воздействия на окружающую среду.

Цель государственной политики Российской Федерации в сфере обеспечения экологической безопасности состоит в предотвращении негативных изменений окружающей среды, обусловленных хозяйственной и иной деятельностью, а также природными явлениями.

Соответственно, должны быть решены следующие основные задачи:


— снижение или предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и рациональное использование природных ресурсов;

— предупреждение аварий на опасных производственных объектах, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, создание адекватных систем реагирования в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на возможные аварии, а также террористических актов с использованием опасных химических веществ и биологических агентов и оперативную ликвидацию их последствий;

— ликвидация накопленного экологического ущерба, восстановление деградированных природных экосистем;

— обеспечение гидрометеорологической и гелиофизической информацией, в том числе прогнозами высокой точности об опасных природных явлениях, информацией о состоянии окружающей среды и ее загрязнении;

— обеспечение сохранения биологического разнообразия, в том числе редких и исчезающих видов растений, животных и грибов, а также среды их обитания, развитие и укрепление системы особо охраняемых природных территорий.


Решение основных задач государственной политики в области обеспечения экологической безопасности должно осуществляться по следующим направлениям:

— совершенствование нормативно-правовой базы;

— государственное регулирование;

— промышленная и научно-техническая политика;

— фундаментальная и прикладная наука, технологии и средства обеспечения экологической безопасности;

— повышение квалификации кадров в области обеспечения экологической безопасности;

— экологическое образование и просвещение;

— развитие международного сотрудничества. Основными инструментами реализации государственной политики в сфере обеспечения экологической безопасности являются:

— стратегическая экологическая оценка стратегии социально-экономического и пространственного развития Российской Федерации, социально-экономического развития макрорегионов, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, включающих инвестиционные проекты хозяйственной и иной деятельности в различных секторах экономики;

— оценка воздействия на окружающую среду, позволяющая выявлять виды негативного воздействия на окружающую среду на всех этапах подготовки к осуществлению хозяйственной и иной деятельности;

— государственная (строительная) экспертиза, экологическая экспертиза (государственная и общественная) и экспертиза промышленной безопасности проектов намечаемой хозяйственной и иной деятельности, имеющие задачей исключение строительства (реконструкции, расширения, перевооружения) объектов, функционирование которых представляет опасность для природной среды и населения как в штатном режиме, так из-за возможности возникновения неконтролируемых аварийных ситуаций;

— система технических регламентов, содержащих обязательные требования экологической безопасности;

— лицензирование видов деятельности, потенциально опасных для окружающей среды и населения, имеющее задачей исключить участие в хозяйственной иной деятельности организаций, не имеющих условий для безопасного ведения работ;

— экологический надзор (контроль), имеющий задачей предупреждение, выявление и прекращение видов деятельности, наносящих вред окружающей среде;

— экологический мониторинг (мониторинг окружающей среды), осуществляемый для получения информации, необходимой для принятия управленческих решений при планировании и ведении хозяйственной и иной деятельности;

— экологический аудит, используемый для оценки риска экологической безопасности осуществляемой хозяйственной деятельности, экологическая сертификация, демонстрирующая соответствие деятельности предприятия законодательству в сфере охраны окружающей среды.

За период реализации настоящей Стратегии должны быть достигнуты следующие результаты:

— нормативная правовая и методическая базы соответствуют наилучшим мировым практикам в сфере обеспечения экологической безопасности;

— эффективно функционируют органы исполнительной власти, в том числе надзорные и контрольные органы, участвующие в обеспечении экологической безопасности; — система государственного экологического мониторинга (мониторинга окружающей среды) и фонд данных государственного экологического мониторинга полностью удовлетворяют запросы всех заинтересованных государственных и производственных структур, а также общественных организаций и население в экологических данных и экологической информации;

— подготовка технологий, соответствующие научно-техническим и социально-экономическим условиям; на предприятиях, являющихся основными загрязнителями, внедрить наилучшие доступные технологии;

— значительно снижать уровень загрязнения атмосферного воздуха в ряде промышленных центров, значительно уменьшен объем сброса неочищенных сточных вод в поверхностные водные объекты;

— эффективное функционирование системы региональных операторов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, увеличение объемов переработки отходов;

— эффективное функционирование многоуровневой системы экологического образования и просвещения населения;

— особо охраняемые природные территории обеспечение квалифицированными кадрами, а также техническими средствами ведения необходимых научных исследований и защиты территориальной целостности этих территорий;

— эффективное функционирование системы взаимодействующих между собой федеральных и региональных научно-исследовательских и внедренческих структур, нацеленных на решение различных проблем экологической безопасности;

— внедрение многоуровневой отраслевой системы информирования органов государственной власти, коммерческих предприятий и учебных заведений о наиболее современных экологических технологиях и практиках их применения;

— малые и средние предприятия, занятые в сфере обеспечения экологической безопасности, дадут заметный и устойчивый вклад в экономику страны;

— отработка и четкое функционирование системы взаимодействия между всеми уровнями исполнительной власти в сфере обеспечения экологической безопасности;

— снижение опасности для национальных природных ресурсов и экосистем, находящихся в зоне воздействия хозяйственной деятельности на территории (акваториях) сопредельных государств; Основным источником ресурсного обеспечения мероприятий, предусматриваемых стратегией экологической безопасности, должны быть государственные, федеральные целевые, региональные, отраслевые и корпоративные программы.

Следите за нами:

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о