В наше время, важнейшим ресурсом является информация. Тот, кто располагает ею, способен контролировать финансы и находится на вершине рынка. Но без грамотного планирования и построения результативного плана действий, достичь ключевых результатов невозможно, даже с учетом наличия большого количества ресурсов.
Без долгосрочных целей предприятие не сможет правильно определять векторы развития и скорее всего, потеряет конкурентоспособность и понесет серьезные потери. Для решения этой проблемы формируют стратегию и её чёткий инструментарий, который является ядром управления. Такой функцией компании является стратегический менеджмент.
Стратегический менеджмент — это такое управление предприятием, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, гибко реагирует и проводит своевременные изменения в организации , отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности дает возможность организации выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей.
Менеджмент определяет взаимодействия предприятия с его окружением выражаемое через использование избранных целей и достижение желаемого результата путем распределения ресурсов организации в соответствии с эффективным планом действий.
Стратегические цели отражают масштабные (говорят также — концептуальные) намерения компании, ведущие к достижению ею существенных результатов в сферах предпринимательства, производства и социальной среде, и включают следующие ранжированные по приоритетности цели:
Обеспечение максимальной рентабельности при имеющемся наборе видов деятельности, определяемом следующими показателями: объем продаж, уровень и норма прибыли, темпы ежегодного прироста объема продаж и прибыли, доход на одну акцию, доля на рынке, структура капитала, уровень дивиденда, сумма выплаченной заработной платы, уровень качества продукции;
Обеспечение устойчивости положения предприятия как цели глобальной политики по следующим направлениям: расходы на исследование и разработку новых продуктов; потенциал конкурентоспособности; инвестиционная политика; кадровая политика; решение социальных вопросов;
Разработку новых направлений развития, новых видов деятельности предприятия, что предполагает разработку структурной политики, включая диверсификацию продукции, вертикальную интеграцию, приобретения и слияния; развитие информационных систем; определение конкретных компаний, акции которых подлежат покупке; разработку новых видов продуктов.
Действия руководства не могут сводиться к простому реагированию на происходящие ситуации, для каждого предприятия необходимо сознательное управление и регулирование, для этого необходим грамотно выработанный план на основе научного подхода и имеющегося опыта компании. Важно не только приспосабливаться к происходящим условиям, но и создавать необходимую атмосферу на рынке для масштабного роста компании. Для определения вектора развития предприятия необходимо учитывать множество существующих факторов и на их основе формировать планы. Разработкой стратегии, которая опирается на потенциал предприятия — этим и занимается стратегический менеджмент, включающий в себя как анализ существующих проблем, так и концепции по их преодолению и дальнейшему росту. Основой стратегии роста предприятия является выход на показатели выше среднерыночных.
На данный момент в России существует ряд серьезных проблем, напрямую связанных с резким изменением политического курса страны в конце 20-го века, к ним относятся: нестабильность нормативной базы, низкая активность руководства, расхождение интересов, низкий уровень платежеспособности у населения в целом, слабая развитость рыночной структуры.
Однако ряд перечисленных проблем можно избежать, если заблаговременно построить стратегию по укреплению конкурентоспособности производства и позиций на рынке. Грамотно построенный план помогает избежать серьезных потерь как на старте, так и в долгосрочной перспективе.
В основе любого плана, важно точно очерчивать существующий круг проблем, ключевыми из них являются:
- Проблемы, которые прямо связанны с генеральными целями предприятия.
- Проблемы и решения, связанные с каким-либо элементом предприятия, если этот элемент необходим для достижения целей, но в настоящее время отсутствует или имеется в недостаточном объеме.
- Проблемы, связанные с внешними факторами, которые являются неконтролируемыми.
Для преодоления приведенных проблем существует определенная технология, которая строится на обеспечении научной и функциональной взаимосвязи процессов управления с конкретными управленческими технологиями, способствующими реализации функций управления. В связи с этим важно формировать мышление нового типа менеджеров, ориентация его на упреждающую аналитическую и инновационную деятельность.
Разработка технологии управления предполагает определение количества, последовательности и характера операций, составляющих процесс управления, разработку или подбор для каждой операции соответствующих способов, приемов и технических средств, выявление оптимальных условий протекания процесса, перевода объекта системы из исходного состояния в желаемое.
Технологические этапы:
— Мониторинг-изучение сложившегося состояния, рынка на основе открытых данных. Даже минимальные сведения полученные из СМИ, могут сыграть ключевую роль. Мониторинг на ранних этапах способен выявить уязвимые участки рабочего процесса и оптимизировать их.
— Оценка ресурсов предприятия — ресурсы каждой компании ограничены, поэтому реализация всех проектов невозможна. Грамотное понимание возможностей, является основополагающим фактором в развитии.
— Имитация и моделирования – на основе выявленной информации, происходит тестирование существующих идей и способов к их реализации.
— Анализ — производят синтез знаний для оценки конкурентоспособности.
— Вероятность изменения внешней среды — в наше время ситуация на рынке представлена как резкими спадами, так и подъемами той или иной сферы торговли, за счет этого происходят скачки в ценовой политике. Необходимо предугадывать ситуацию на рынке для определения вектора развития.
— Организация работы предприятия — после просчета всех исследования и синтеза всех имеющихся данных, руководство должно создать плодотворную среду внутри компании. Предприятие, имеющее твердую структуру менее подвержено риску.
— Координация — необходимо обеспечить связь как между сотрудниками, так и филиалами компании, для быстрого реагирования на возникающие проблемы.
— Мотивация – чтобы каждый сотрудник стремился к выполнению своих обязанностей и был заинтересован в карьерном росте, руководство должно создать систему поощрений. Данная методика, создает четкую структуру для принятия управленческих решений, обеспечивающий рост предприятий на основе выработанной стратегии.
Следите за нами:
Отправить ответ