Развитие стартапов в России

Start-up – это только что созданная компания (возможно, даже не являющаяся еще юридическим лицом), находящаяся на стадии развития и строящая свой бизнес либо на основе новых инновационных идей, либо на основе только что появившихся технологий. Зародившись в США в 1939 году вблизи города Сан-Франциско, в долине Санта-Кларе (Калифорния), по-настоящему стал известен с появлением ПК и развитием IT-технологий. Яркими представителями являются компании Microsoft, Google и Apple.

Чаще всего в России к start-up, что является не вполне верным, причисляют только интернет проекты, такие как:

  1. Социальные сети Facebook, ВКонтакте,
  2. Самая большая интернет-энциклопедия – Википедия.
  3. YouTube – самая крупная база видеороликов.
  4. Flickr – один из самых популярных сервисов для хранения фотографий.
  5. Twitter – платформа, созданная Джеком Дорси для обмена короткими сообщениями.
  6. Instagram – сеть для обмена фотографиями и видеозаписями.

Главными компонентами start-up являются:

  • Идея. Новая идея, продукт, который будет нацелен на определенную аудиторию. Именно создание чего-то нового и ранее не существующего является залогом для успешного старта новой компании. Часто если брать за основу уже существующую идею, разработку, компания не выдерживает конкуренции на рынке. Надо заметить, что существуют исключения такие социальные сети, как Facebook и Вконтакте.
  • Команда. Недостаточно иметь идею, требуется собрать и сплотить сильную команду, которая поможет воплотить в жизнь задуманное.
  • Спрос и время. Большое значение имеет запуск компании на рынок в нужное время. В периоды экономических кризисов и спадов очень часто даже успешные компании разоряются. Важно иметь высокий спрос на создаваемый продукт для быстрого роста start-up.
  • Начальный капитал и инвестиции. Требуется основательные капиталовложения для создания и продвижения компании.

Главная цель start-up – создать на рынке уникальный продукт для удовлетворения потребностей выбранной аудитории. Иными словами, главное – это покупатель, второстепенное – это доход.

Существуют характерные черты, позволяющие выделить инновационные компании на стадии развития среди других. В первую и главную очередь, start-up отличается от любого другого бизнеса своей оригинальностью. Как было отмечено выше, именно новая концепция или идея – залог успеха start-up. Во вторую очередь, существенным отличием является быстрое развитие компании. В третью очередь, деятельность инновационных компаний на стадии развития связана с большими рисками. В среднем 70% проектов разоряются на начальных этапах.

Говоря об устройстве Start-up, можно выделить три этапа развития:

  1. Создание продукта.
  2. Вывод продукта на рынок.
  3. Развитие и рост продукта.

Первый этап «Создание продукта» состоит из двух ключевых моментов: выбор идеи (задает направление всей компании) и поиск единомышленников. По временным срокам этот этап может продолжаться от одного месяца до нескольких лет (как правило, именно создание ключевой идеи занимает большее количество времени). Начальные инвестиции обычно состоят из собственных средств инициаторов start-up.

Если сравнивать создание start-up со строительством дома, то первый этап будет аналогичен закладке фундамента. Именно надежная основа обеспечивает крепкое и конкурентоспособное существование будущего бизнеса.

Подготовка ко второму этапу заключается в составление бизнес-плана, в мониторинге рынков, в создании рекламных компаний, целей start-up и в разработке стратегии развития.

Основными проблемами этой ступени является выбор не самой актуальной или конкурентоспособной идеи, отсутствие лидерских качеств, а также неумение уловить современные экономические веяния.

Второй этап «Вывод продукта на рынок» можно сравнить с возведением дома. Другими словами, на данном этапе отрабатывается механизм встречи инновационной идеи с его основным потребителя. Этот этап самый быстрый по времени. Вторая ступень характеризует и показывает востребованность нашей идеи и состоятельность собранной команды, наряду с этим начинается интенсивный поиск инвесторов. С развитием сети интернет эта задача несколько упростилась: появилось такое понятие как краудфандинг (необходимо отметить, что как таковые сайты для сбора денег в своем роде тоже являются start-up).

Краудфандинг (народное финансирование, от англ. сrowd funding, сrowd – «толпа», funding – «финансирование») – это коллективное сотрудничество людей (доноров), которые добровольно объединяют свои деньги или другие ресурсы вместе, как правило через интернет, чтобы поддержать усилия других людей или организаций (реципиентов).

Наиболее популярными сайтами краудфандинга являются Kickstarter (www.kickstarter. com), Boomstarter (boomstarter.ru) и Startupwomen (startupwomen.ru). Помимо краудфандинга, существуют множество других возможностей поиска инвесторов для инновационных компаний. Например, компания Microsoft устроила целый проект для поддержки start-up (www. microsoft.com/ru/ru/ms-start), а интернет-проект HackDay (hackday.ru) базируется на поддержке начинающих стартаперов, создавая инерактивные курсы для создания start-up, оказывая поддержку специалистов и предлагаямножество готовых сценариев для создания своего проекта.

Помощь в создании инновационных компаний и их поддержку на ранних стадиях развития также оказывает GreenfieldProject (greenfield-project.ru), являющийся стартовой площадкой для высокотехнологичных start-up проектов, а также обеспечивает механизм общения потенциальных предпринимателей и людей, которым интересно работать в start-up проектах. В последнее время в практике рисковых инновационных проектов в Росси появилось такое понятие как «бизнес-ангел». «Бизнес-ангел» (англ. business angel, informal investor, angel investor) – частный инвестор, вкладывающий деньги в инновационные проекты (start-up) на этапе создания предприятия в обмен на возврат вложений и долюв капитале (обычно блокирующий пакет, а не контрольный).

«Бизнес-ангелы», как правило, вкладывают свои собственные средства в отличие от венчурных капиталистов, которые управляют деньгами третьих лиц, объединенными в венчурные фонды. Небольшое, но растущее число «бизнес-ангелов» образует сети, или группы, чтобы совместно участвовать в поиске объектов инвестиций и для объединения капиталов.

Залогом успеха start-up часто становится продуманная рекламная кампания. Как правило, чем более неординарная идея, тем более неординарными должны быть походы к ее развитию.

В России инновационные проекты часто терпят неудачу по множеству причин. Основные из них:

  1. Отсутствие оригинальных идей. К сожалению, за основу чаще стараются брать уже готовый проект, внеся лишь незначительные изменения.
  2. Неправильное распределение обязанностей и задач в новой команде (для каждой цели должен быть свой специалист).
  3. Недостаточность финансирования или провал сбора денег на сайтах-краудфандингов.
  1. Отсутствие инвесторов. Редко, когда большие компании готовы вкладывать свои деньги в только зарождающиеся проекты.
  2. Экономическая нестабильность или кризисный период развития экономики.

Комплексное решение этих проблем окажет благоприятное воздействие на развитие инновационного бизнеса и общее улучшение инновационного климата в нашей стране.

В настоящее время наиболее известными start-up проектами, функционирующими в России, являются социальная сеть Вконтакте, поисковая система «Яндекс», коммуникационный портал Mail.ru.

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что start-up в России находится на этапе зарождения. Преимуществом, в данной ситуации, является низкое число конкурентов в среде инновационного бизнеса, что дает больше шансов на удачное развитие инновационного проекта. Слабой стороной – недофинансирование и отсутствие достаточной информации для рисковых проектов. Однако яркие примеры отечественного интернет start-up доказывают целесообразность их дальнейшего развития на российском рынке.

Авторы: Шишикина А.М.; Лисафьева Д.В

Следите за нами:

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о